Этот веб-сайт использует файлы cookie для повышения удобства работы с веб-сайтом. Переход по ссылке на наш веб-сайт или работа на веб-сайте подразумевают согласие со сбором данных посредством файлов cookie.

Геймификация в образовании: виды, компоненты, примеры

Геймификация в образовании: виды, компоненты, примеры

Геймификация – использование игровых методов, технологий и механизмов в образовании или других неигровых сферах. Главная ее цель – вовлечь, увлечь в процесс, помочь подать информацию правильно, облегчить восприятие.

Содержание

Обучающая игра и игровой курс + серьезные игры

Для дистанционного, удаленного или электронного обучения важно разграничивать понятия обучающей игры и онлайн курса с применением геймификации в образовании. Отдельно стоят развивающиеся «серьезные игры».

Учебная игра – это полный игровой процесс с игровой механикой, сюжетом, персонажем. В прохождении применяются знания, которые уже сформированы, только иногда выплывают заметки или подсказки. Таким способом невозможно освоить большой объем информации, но это хороший метод закрепления или проверки усвоенного.

Геймифицированный курс – это система учебных материалов по предмету, которая сопровождается элементами игры. Вы читаете теорию, решаете практические задачи – учитесь, время от времени получая игровые мотиваторы: проходите уровни, получаете вознаграждения, соревнуетесь с процессором или человеком.

Игра – это отдельное мобильное или веб-приложение, курсы с элементами игры могут быть в приложении, но чаще это комплекс материалов по предмету внутри электронного вуза.

Игра в классическом понимании  это непродуктивная деятельность, ее цель – отдых и развлечение. Такая игра ничему не учит или в очень малой степени. Но есть отдельный класс игр, который обозначается термином «серьезная игра». Она ставит не развлекательные, а образовательные и развивающие цели, помогает вырабатывать и отрабатывать навыки.

Такими играми интересуются гиганты, как Microsoft, NASA, Google (и другие) и видят в этом будущее. Например, Microsoft и NASA объединились и сделали восемь игровых уроков для старшеклассников о жизни на Международной космической станции, где решаются реальные механические, физические, биологические задачи.

Ниша серьезных игр развивается с эволюцией искусственного интеллекта, технологий и ростом инвестиций в сферу образовательных игр. По прогнозам аналитической компании Metaari, к 2023 году рынок серьезных игр достигнет 17 миллиардов долларов (для сравнения, в 2019 году вся индустрия видеоигр оценивалась в 152,1 миллиарда долларов).  Но пока серьезные игры недоступны вузам и не имеют отношения к геймификации массового образования. 

На чем строится учебная геймификация: главные компоненты + применимость на примере Moodle

Геймификация образования – естественный этап развития, связанный с внедрением технологий в обычную жизнь и активизацией поколения, которое понимает игру и хорошо откликается на ее механизмы. Так достигается цель игрового обучения – получить и научиться применять знания (а не пройти этап или получить хорошую оценку).

Хорошо, когда игру или курс помогает делать игровая компания или ИТ-разработчик. Такие возможности есть у организаций с учебными лабораториями (Google, Epam) или процветающих компаний, которые могут заказать обучающее обеспечение у лучших айтишников (Nike, Mariott). И у обеспеченных вузов, которые давно и качественно занимаются онлайн обучением, имеют финансирование в области геймификации, что дает возможности нанимать собственные команды по разработке дистанционного учебного контента, в том числе геймифицированного: разработчики, дизайнеры, операторы, контент-менеджеры, дикторы, маркетологи.

Но большинство курсов все-таки создается преподавателями самостоятельно. Когда университет покупает ПО для электронного вуза, преподавателей обучают пользоваться обеспечением, рассказывают о возможностях и функционале для сотрудников и администрации. Конечно, есть программисты, которые адаптируют систему под конкретный вуз и помогают всем разобраться с использованием. Moodle – одна из самых популярных таких платформ, где есть базовые возможности создавать качественные курсы преподавателям без специальной ИТ подготовки.

Основные инструменты и механизмы вовлечения, которые используются в обучающих играх или методы и виды геймификации в образовании:

Ясные правила

Процесс прохождения должен быть интуитивным, это лучше всего. Но, чтобы в любой момент можно было быть уверенным, что понимаешь, что происходит, нужна инструкция, доступная с любого этапа, описывающая прохождение простым языком. Это может быть стрим или обучающее мини-видео, потому что просто читать правила многим скучно.

На примере Moodle: правила можно создавать и размещать в файле, в том числе видеофайле, использовать ресурс «Пояснение» или реализовать инструментом «Форум».

Баллы

Игровая валюта – один из основных элементов мотивации во всех играх. За выполненные задания вы получаете премиальные баллы. Необходимо, чтобы баллы ощущались игроком, и он точно знал, за что их получает: скорость, точность, количество использованных попыток и так далее. Опытные создатели игр в своих проектах не снимают баллы за ошибки, потому что это может очень сильно демотивировать.

На примере Moodle: баллы формируются автоматически, конвертируются в журнал оценок, которые ставятся за выполнение отдельных заданий.

Возможность использовать баллы

Это обычно доступы к платным курсам или бонусным версиям, дополнительные локации, возможности персонажа, анимации. Для вузов или школ можно использовать оценки, которые влияют на итоговую.

На примере Moodle: бонусы за хорошие оценки преподаватель ставит внутри курса вручную. Дополнительные модули, системы вознаграждений можно реализовать в Moodle, но только с помощью программиста (программное обеспечение Moodle с открытым исходным кодом, возможности развития почти не ограничены).

Коллекция

Это значки, трофеи или статусы, которые присваиваются за комплекс действий – освоение темы, прохождение итогового теста, решение задачи. Коллекционирование заложено в человеческой природе. Получение очередной вещи из коллекции приносит удовольствие и вызывает желание продолжать.

На примере Moodle: ПО с версии 2.5 дает возможность выдавать значки за выполнение заданий и за прохождение всего курса. Загружать изображения значков и описывать условия преподаватель должен самостоятельно. Есть возможность выдавать уникальные сертификаты после окончания курса.

Соревнование

Возможность сравнить свой результат с другими – очень хороший способ повысить мотивацию. Для удаленных студентов функционал можно включать между одногруппниками или всеми, кто на одном этапе прохождения курса. Важно, чтоб рейтинг был адекватным, никому не интересно соревноваться с тем, кого никогда не догонишь или с тем, кто давно окончил курс.

На примере Moodle: конкуренция моделируется при проектной работе через функционал разделения по потокам и ограничения доступа. Можно пользоваться функцией рейтинговой системы внутри заданий и курсов (каждый студент может видеть только свое место в рейтинге).

Чат

Людям нравится общаться внутри игры или курса, появляется ощущение «я здесь не один». Польза в том, что учащиеся могут помочь друг другу разобраться с материалом. Такая функция очень важна для проектных заданий.

На примере Moodle: есть возможность подключать к заданиям и курсам чаты и форумы. Есть система индивидуальных сообщений.

Временные рамки

Это стимулирует: собрался, настроился, сел – прошел. Плюс, запускается доля азарта.

На примере Moodle: к каждому заданию можно ставить лимит по времени выполнения. Если нужно выполнять задания в определенные дни или сроки по числам, можно использовать календарь. В календаре видны точки прохождения курса, прогресс и достижения.

По маленьким кусочкам

Все элементы геймификации в дистанционном обучении разбиты на мини-уроки или отдельные задания внутри тем побольше. Это нужно чтобы удерживать интерес, чтобы лучше усваивалось пройденное, чтоб можно было учиться в любое время, например, в очереди или во время обеденного перерыва.

На примере Moodle: в качестве уровневого прохождения используются инструменты «ограничение доступа» и «разграничение по потокам». Ограничивать доступы можно по срокам или по результатам (по условиям прохождения задания, например). «Разграничение» позволяет направлять прохождение в правильной последовательности или разделять информацию для разных групп в процессе соревнования.

История

Это не так просто, как кажется, но очень важно. Нужно взять сложный материал, объяснить его простыми словами, еще и на примере интересной продуманной истории с персонажами. Проще всего это делать в применении к реальной жизни. Любую сложную тему можно проиллюстрировать или заменить метафорой.

На примере Moodle: ПО не дает возможностей создавать сюжеты, которые бы приближались к историям даже самых простых игр. Есть трудности с персонажами или с аватарами, так как правила позволяют публиковать только официальную подтвержденную информацию профиля.

Метод четырех дверей

Одна из современных тенденций геймификации в образовании – система, созданная «сумасшедшим ученым» Сивасайламом Тиагараджаном, которая подходит для объемных курсов с большим количеством материалов. Суть в том, чтобы выбрать для себя подходящий метод обучения и темп. Позволяет получать знания персонифицированно.

Учебный курс составляется в четырех версиях для прохождения:

Библиотека. Здесь вся теория в разных форматах и объемах: видео, аудио, исследования, статистика и так далее. Можно читать, смотреть, слушать, анализировать – запоминать.

Игровая зона. Блок игр с быстрым развитием сложности. Можно проходить сколько угодно раз, пока все не запомнится.

Кафе. Обмен опытом и знаниями между студентами.

Оценочная камера пыток. Опросы, блоки вопросов на понимание, кейсы для решения.

На примере Moodle. Библиотека: материалы можно размещать любые и в любых форматах. Игровая зона: нереализуемо – есть восемь примитивных вариантов встроенных игр (например, «Кроссворд», «Виселица», «Криптекст», «Змеи и лестницы»). Кафе: можно сделать с помощью чатов и форума по проектам или всему курсу. Оценочная камера пыток: ПО дает большое количество вариантов оценивания знаний: любые виды тестов, опросники, эссе. То есть, метод реализуем, но с трудом – нужно или заменять «Игровую зону» или дорабатывать программно.

Где используется обучающая геймификация

Добавлять игровые механизмы – выигрышная стратегия в любой сфере, какую ни возьми. Потому что включает и запускает разные источники вовлеченности сразу. Но есть такие ниши, где геймификация может быть ключевым инструментом, который повысит эффективность и раскроет качества, недоступные другими способами.

Образование. Дошкольное и младшее школьное образование без игры даже не может существовать. Но взрослые дети и взрослые не меньше любят играть. Чем больше вовлеченность, тем эффективнее запоминание. Игра еще тренирует сообразительность (в отличие от зубрежки), что по мнению большинства работодателей важнее объема знаний и уровня образования.

Бизнес. Бизнес-игры – это сверхпопулярное направление для оценки и тренировки предпринимателей. Кейсовая бизнес-игра на деле обучает принимать правильные решения, решать задачи, работать в команде, мыслить творчески, анализировать результат.

Управление персоналом. HR варианты деловых игр – способ мотивации сотрудников и способ отбора при приеме на работу.

Маркетинг. Игра в маркетинге и продажах – бесконечное поле для творчества. Цель – привлечь и удержать покупателя или пользователя. Должно быть: новое, бесплатное и обеспечивающее статусность. Когда геймифицированная маркетинговая кампания имеет эти составляющие – у покупателя мало шансов уйти.

10 крутых примеров применения геймификации

Сначала гигантские образовательные ресурсы с множеством геймифицированных курсов, о которых вы знаете, а если не знаете, вам понравится узнать:

1. Khan Academy

Это образовательная платформа, где человек любого возраста с любого конца света может учить математику, естественные науки, программирование, историю и другие предметы. Доступно на 36 языках. И всегда все бесплатно.

Организаторы академии мотивируют доноров, преподавателей и волонтеров делиться тем, чем могут. Они уже получили больше 10 000 000 долларов и сделали огромное множество качественных понятных курсов. Просто заходи – учись.

Воспринимать и запоминать информацию помогают элементы геймификации: видеоуроки с "грифельной доской", где все объясняется, простые милые анимации, всплывающая поддержка-объяснялка, вознаграждение за выполненные задания, визуализация прогресса, электронная тетрадь-черновик и много чего еще.

Khan Academy

2. Coursera

Самая известная платформа, где можно пройти онлайнкурсы рейтинговых мировых университетов и топовых компаний. Любой человек может купить курс и получить степень онлайн. Платформа очень социализирована – во время прохождения курса преподаватели и студенты легко и просто взаимодействуют.

Как будет выглядеть курс, как его будут вести, чего больше – лекций, практик, насколько включены элементы игры – зависит только от курса. Их столько и таких разных, что самая большая сложность как раз в подборе материала.

Coursera

3. Udemy

Платформа, куда преподаватели или создатели курсов могут заливать материалы, а студенты – их покупать. Отличие от Coursea – нельзя получить степень онлайн. Из элементов геймификации в образовательном процессе – индикатор прогресса и достижений, рейтинговая система среди пользователей, система наград за пройденный курс. Для авторов есть подробная инструкция и шаблоны для создания курса, советы по продвижению своего курса.

Coursera

Теперь блок игровых приложений для изучения языков, музыки (говорят и для медиков такие есть).

4. Memrise

Приложение по изучению иностранных языков использует просто сказочное количество приемов геймификации. История – освоение космоса, персонаж отправляется в путешествие, когда выбирает курс нового языка. Дизайн очень приятный и часто обновляется. Из суперполезного: больше 20 000 видеороликов от носителей. Из креативного: наводишь камеру на предмет, приложение сообщает перевод.

Memrise

5. Yousician

Приложение для обучения игре на музыкальных инструментах. Заходите, выбираете инструмент и разучиваете песню. Обучение от простого к сложному, моментальный ответ на ошибки, возможность отслеживать успехи.

Yousician

6. Duolingo

Бесплатное обучение языкам (конечно, есть платные опции). Приложение – лидер рынка, с огромной аудиторией. Геймификация в каждом задании, поэтому учить язык интересно, радостно. Ставятся ежедневные цели, очень коротенькие: можно выполнить одну и будет чувство завершенности, а можно пять. Можно покупать за баллы тюнинг аватарок. Внутри приложения есть клубы, где пользователи могут «встречаться» и делать что-то вместе. Система наказаний: не справляешься с уроком, теряешь жизнь и ждешь «реинкарнации».

У компании еще есть учебное приложение Tinycards, которое помогает запоминать тематические факты с помощью интерактивных флеш-карточек.

Duolingo

7. SoloLearn

Приложение для обучения программированию. Есть уроки по теории и практике. Есть чемпионаты, где игроки друг с другом соревнуются в написании лучшего кода. Есть социальная площадка, где можно показывать свою работу, получать отклик, создавать проекты вместе с другими пользователями.

SoloLearn

Примеры от компаний и …одной госорганизации

8. Marriott

Игра для обучения обслуживающего персонала и менеджеров сети отелей Marriott. Игра знакомит с компанией, позволяет создавать свой ресторан и управлять им, решая разные бизнес-задачи, например, сделать закупку, уложившись в бюджет. Так компания знакомит соискателя с правилами и ценностями, и по нарастающей сложности тестирует на наличие гибких и специальных навыков.

Marriott

9. Nike

Компания очень хороша в отношении формирования экосистемы, которая включает продукт, личность покупателя и стиль жизни. Приложение Nike Run Club показывает, как повысить вовлеченность и активность, поддерживая ЗОЖную сознательность.

Приложение следит за самочувствием, показывает результаты тренировки. Достижениями, как расстояние и время, можно делиться в соцсетях. Черты геймификации – возможность получать трофеи и значки, когда участвуешь в челленджах, учет достижений.

Nike

10. Армия США

Proving Grounds – одна из официальных ролевых игр армии США для компьютера и игровых приставок. Игровой персонаж – солдат армии США, который выполняет разные персонализированные миссии, убивает «плохих», стреляет из разного оружия и разбрасывается гранатами. Игра, как и еще 40 штук, разработана армией США для идеологических целей. И обучающих, так как создана на базе учебников и симуляторов для военнослужащих. Рассказывает о многом: от стратегий до видов оружия.

Proving Grounds

Что запомнить

    1. Обучение – это продуктивная деятельность и даже в игровом контексте придется много трудиться. Сложные вещи останутся сложными, даже внутри игры и с мощными мотиваторами.
    2. Обучающая игра и курс с элементами геймификации – разные вещи, которые не взаимозаменимы. Когда есть цель чему-то научиться – это будет курс. Принимать на работу или тестировать знания могут и игрой.
    3. Любой преподаватель вуза может создать качественный курс с базовыми элементами геймификации в электронной среде вуза без специальной ИТ подготовки. Но придется посидеть, разобраться.
    4. Для крутых курсов, оснащенных игровой механикой и с красивым дизайном, нужна команда ИТ-специалистов. И это довольно дорого, если не рассматривать коммерческое использование. И даже в этом случае, фокус должен быть на обработке и представлении учебного материала, а не на графике или сюжетной линии. Это то, что стоит на пути к серьезным играм, направлению, которое только зарождается.
    5. Главные компоненты игрового обучения: понятные правила, внутренняя валюта (баллы), возможность что-то собирать, рейтинговая система, общение или соревнования между игроками, быстрые этапы для прохождения, сюжет (не обязательно). Почти все в разной степени реализуемо внутри базовых платформ электронных университетов.
    6. Обучающая геймификация для вузов, учебных платформ и компаний – имеет разные цели: учебная, коммерческая-учебная, HR-PR-коммерческая. Поэтому мы видим такую разницу в исполнении между платными курсами и обычными учебными курсами для студентов удаленного обучения.

Семь университетов Vuz24 оснащены удобными и понятными электронными платформами, большинство из них - доработанные и адаптированные версии Moodle. Преподаватели и контент-команды умеют создавать интересные, легкоусваеваемые курсы со всеми доступными элементами геймификации. С нами учиться интересно и легко – оставляйте заявку и пробуйте!

Спасибо за ваш отклик!

В течении 15 минут с вами свяжется наш консультант приемной комиссии

Получите информацию о дистанционном образовании
Мы проконсультируем Вас по любым вопросам дистанционного обучения!

Оставить комментарий