Обзор главных форм и инструментов дистанционного обучения

vuz24.ru

Новости

Удаленное обучение

Обзор главных форм и инструментов дистанционного обучения
Обзор главных форм и инструментов дистанционного обучения

В удаленном обучении учебный процесс строится на тех же принципах, что на очном – лекции, семинары, практические, контроль знаний в семестрах и на сессиях. Но все это у студентов дистанционной формы обучения работает в электронном формате, настраивается и совершенствуется веб-инструментами и программами. Подробно разновидности и формы организации дистанционного обучения, рассмотрим ниже.

Удаленное обучение и как оно устроено

Дистанционное образование как форма обучения (в большинстве вузов это называется заочно-дистанционная форма обучения) – способ получать специальное, первое, второе высшее, послевузовское образование средствами онлайн-технологий и самообразования. В государственных вузах дистанционная форма обучения является разновидностью заочной без необходимости физического присутствия на установочных и экзаменационных сессиях, защитах курсовых и диплома в университете. Учеба проходит в личном кабинете электронного вуза.

Удаленный образовательный процесс построен на фазах, так же, как в классической заочке: учебный год разделен на два семестра, в семестре по 10-14 предметов, программы которых учащиеся осваивают самостоятельно и периодически подтверждают знания на внутренних тестах, семинарах, практических и контрольных. В конце сессий – онлайн зачеты и экзамены.

У электронного обучения больше способов и возможностей, чем у классического аудиторного. Использование разнообразных форм дистанционного обучения решает академические задачи на разных уровнях. Удаленка меньше утомляет, удерживает интерес и мотивацию.

Синхронное и асинхронное онлайн-обучение

Синхронное обучение обозначает общение в реальном времени – преподаватель и студент или группа одновременно находятся в одном онлайн-пространстве и взаимодействуют. Так проводятся тренинги, вебинары, проектная работа, опросы, коллоквиумы, форумы.

Под асинхронное обучение подстроены основные формы дистанционного образования. Преподаватель и студент не контактируют напрямую. Студент изучает материалы, смотрит видео, решает тесты в свободное время. Преподаватель время от времени отслеживает результаты, проверяет работы, координирует процесс. Это видео, аудио, учебники, блоги, скринкасты.

Теоретические материалы

Где брать материал, чтобы освоить программу курса, как его учить, и кто объяснит? Электронные вузы подразумевают пять разновидностей подачи материала. Это всегда переработанный контент, правильно структурированный, упрощенный, иллюстрированный примерами.

Видео

Видеолекции – это ролики, в которых преподаватель или аватар (виртуальный двойник) начитывает материал. Лекции записываются и монтируются профессионалами, поэтому в них нет воды, заминок, отвлечений от темы. Тезисы, формулы, решения и примеры дублируются в видеоряде. Анимации, таблицы, графики, кинофрагменты за кадром комментирует преподаватель. Видео можно остановить, проиграть заново столько раз, сколько нужно. Доступны текстовые дубли лекций, которые заменяют конспекты.

Автовебинар – это тоже видео, записанное на вебкамеру, посвященное разделу, теме или проблеме. Преподаватель дает определение, формирует представление о предмете, объясняет трудные моменты, предлагает варианты решения или решений с объяснениями. От вебинара отличается офлайновым форматом – студент смотрит в удобное время.

Аудио

Аудиолекции – это записанные профессиональными дикторами учебники по теоретическим дисциплинам. Слушаются как аудиокниги: во время механической работы, за рулем, в поезде, на скучном совещании.

Электронные учебники

Это или переведенные в электронный формат физические книги, пособия, монографии, которые хранятся в электронной библиотеке. Или учебники нового поколения, созданные специально для студентов дистанционного обучения. Такие учебники создает команда профессиональных контент-менеджеров. Пособия емкие, иллюстрированные примерами, в том числе 3D моделями, анимациями. Материалы составлены так, чтобы их можно было легко воспринимать и осваивать небольшими фрагментами.

Презентации

Лекции, состоящие из информационных слайдов с текстовым, визуальным, видео-наполнением.

Скринкасты

Запись информации с экрана, сопровождаемая аудиокоммантариями. Так удобно учиться работать над программами разного уровня и в них.


Практика

Тем, кто не имел дела с удаленным обучением, сложно представить, как изучать практику без личного контакта, взаимодействия с группой и преподавателями. Вузы с дистанционной формой обучения научились замещать присутствие технологическими решениями.

Вебинар

Самое популярное решение для синхронного обучения. В формате вебинара при помощи технологии вебкаст проводятся интерактивные лекции, презентации, семинарские занятия, тренинги. Вебинар с его широкими возможностями стал одним из главных достоинств дистанционной формы обучения.

Для проведения вебинара создается виртуальная среда (вебинарная комната), удаленный вариант аудитории. Преподаватель рассказывает материал, пользуется электронной доской. Студенты пишут в чате или задают вопросы через микрофон. Практика выполняется в симуляторе сети передачи информации и в виртуальной среде.

Симулятор, тренажер

Лабораторные, практикумы, контрольные выполняются на симуляторах. Это программное обеспечение с виртуальными упражнениями для студентов любых специальностей. Симуляторы моделируют бизнес-ситуации, запрашивают решение экономических, математических, физических задач. Здесь делают расчеты, чертежи, графики. Есть игры-симуляторы, для прохождения которых нужны профессиональные знания по специальности.

Онлайн-лекция (телеприсутствие)

С помощью компьютера и интернета студент присутствует на вузовской лекции. На экране студент видит преподавателя и группу очников через веб-камеру. Вопросы можно задавать в чате или через микрофон.

Телеконференция

Это групповое занятие, когда несколько студентов и преподаватель связываются по многоканальной видео и аудиоконференции. Для этого нужен высокоскоростной интернет, веб-камера, микрофон. Телеконференции проводятся для творческих проектов, конкурсов, интеллектуальных и бизнес- игр.

Аудиоконференция

Занятия, которые проводятся с помощью средств голосового общения. Подходят для консультаций и семинаров-обсуждений.

Занятия в чате

Уроки, которые проводятся в электронном канале общения, где группа и преподаватель обмениваются сообщениями, доступными участникам. Преподаватель дает инфоповод, задание или проект, студенты обсуждают, задают вопросы, предлагают решения.

Веб-уроки

Асинхронная форма обучения с использованием дистанционных технологий в формате форумов – веб-приложений. На форуме, посвященном теме или проблеме, все участники обсуждают, комментируют, находят лучшие решения, преподаватель комментирует и направляет ход работы. В форум можно прикреплять текстовые, графические, файлы. Отправлять и читать сообщения можно в удобное время, форум не ограничен временными рамками обычного занятия.

Учебные консультации

Это консультации перед зачетами и экзаменами, серия консультаций по научно-исследовательской работе, которые преподаватель проводит с группой и индивидуально со студентом. Консультации проводятся по Cкайпу, ФэйсТайм, Дуо и так далее – по договоренности или в соответствии с расписанием.


Контроль

В удаленном обучении главной формой контроля являются тесты. Платформы онлайн-вузов дают возможность загружать тестирования всех существующих разновидностей и не ограничивают преподавателя в способах проверки знаний.

Существуют четыре основные формы контроля: поступление, периодический контроль внутри семестра, сессии и исследовательские работы.

Вступительные тесты

Нужно сдать три онлайн теста за один день в личном кабинете абитуриента. В любой день в рамках вступительной комиссии.

Внутренний контроль

Высшее образование по дистанционной форме обучения предполагает классические формы периодического контроля знаний: самостоятельные, контрольные, лабораторные, рефераты, доклады, практикумы, эссе, задачи. Но все это платформы позволяют организовать в форме онлайн тестов: интерактивных, адаптивных, традиционных; открытых, закрытых, с одним и несколькими вариантами ответа, на установление соответствия, последовательности, с дополнением. Некоторые задания выполняются отдельно и загружаются в личный кабинет для проверки преподавателем.

Итоговый контроль

Зачеты и экзамены сдаются в виде онлайн-тестов в конце семестров. Итоговые тесты разрабатываются по государственным стандартам высшего образования, здесь без креатива, но с ограничением по времени и идентификацией личности.

Защиты курсовых и диплома

Студенты пишут курсовые работы каждый год, готовые материалы отправляют в электронном виде на проверку комиссии. Оценки появляются в электронной зачетке. Дистанционная форма обучения обязывает писать диплом так же, как очная. ВКР разрабатывают в сотрудничестве с научным руководителем в течение последнего года обучения. А защищают по видеоконференции: студент представляет работу и отвечает на вопросы комиссии онлайн.

Студенты удаленного обучения, которые получают образование в аккредитованных вузах с лицензиями, проходят все те стадии обучения, что очники и заочники. Взаимодействуют с вузом и преподавателями теми же средствами, но с помощью адаптированных под расстояние и условия форм и инструментов.

Когда вы поступаете в университет с vuz24, за вами закрепляется личный менеджер, который поможет привыкнуть к платформе электронного вуза, разобраться с функционалом и возьмет на себя организацию и бюрократию. Уже через месяц вы освоитесь и начнете получать удовольствие от удобства и возможностей такого формата получения образования.