В каком положении сейчас педагогическое образование в России? Какие вузы предлагают профильное обучение? Как академический учебный процесс укладывается в дистанционный формат? Отвечаем на каждый вопрос.
Содержание:
- Особенности развития высшего педагогического образования в нашей стране
- Рейтинг лучших педагогических вузов России 2020-2021 года
- Как педагогика укладывается в формат дистанционного обучения?
- В каких вузах можно стать педагогом удаленно?
- Заключение
- Вопросы-ответы
Особенности развития высшего педагогического в РФ
Педагогическое образование в вузах России разделяет все проблемы, присущие высшему образованию, но с рядом особенностей. Из общих – не гибкие образовательные программы, слабая реакция на требования рынка труда, массовое некачественное обучение в частных учебных заведениях, устаревшая материально-техническая база. Из частных – переход университетов из узкой специализации к непедагогическим (гуманитарным) – переводческим, юридическим, экономическим, журналистским. Это было сделано из экономических соображений: привлечь бюджетное финансирование.
Правда, начиная с 2020 и до 2024 года Министерство просвещения будет увеличивать число бюджетных мест в профессиональных педагогических вузах. Рост будет направлен преимущественно на высшие учебные заведения в регионах, но столичных мест не станет меньше.
Еще одной серьезной проблемой в отечественном образовании, и педагогическом в том числе, является отсутствие мотивации к обучению. «Забить» на учебу не прочь и школьники, и студенты – особенно в кризис самоопределения на 2-3 курсе. Специалисты пока не нашли механизмов, которые поддерживают заинтересованность к учебе.
Рейтинг лучших государственных педагогических вузов России 2020-2021 года
Московский педагогический государственный университет.
МПГУ стал лидером по количеству заявлений от поступающих. Конкурс на дневную форму составил 24 (!) человека на 1 место. Когда-то здесь были основаны первые женские курсы в России, где женщины любого сословия могли получить высшее академическое образование. Сегодня МПГУ – вуз, в котором реализуются 500 программ для 25 000 учащихся со всей России и 87 стран мира. 22 выпускника имеют звание Учитель года.
Что необычное? В 2018 создан новый институт – Институт развития цифрового образования. Студенты с преподавателями исследуют эту область и предлагают варианты его развития.
Стоимость. Обучение на дневном отделении составляет ориентировочно 207 000 рублей в год.
Российский государственный педагогический университет им. А. Герцена.
В этом году в педвузе увеличилось количество бюджетных мест, средний балл вырос до 79,8, а заявления подало на 63% абитуриентов больше, чем в прошлом. В вузе функционируют лаборатории, в которых исследуются проблемы применения интернет-технологий в образовании, социальной поддержки личности, развития воспитательной деятельности в непрерывном образовании, информационного сопровождения профессиональной педагогической подготовки.
Стоимость. Средняя цена обучения – 153 000 рублей в год.
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Ушинского.
В этом году в ярославском государственном заметно вырос проходной балл: на профиль «Английский язык, китайский язык» он дошел до отметки 90. На одно бюджетное место было подано 8,4 заявлении. Педагогический вуз является мощным научным центром, в котором ведется исследовательская работа по десяткам направлений на стыке наук и с участием специалистов разных факультетов.
Что интересного? ЯГПУ был опорой новых высших учебных заведений, которые возникали в Ярославле – участвовал в становлении медицинской академии, технического университета, сельхозакадемии, университета им. Демидова, театрального института.
Стоимость. От 114 000 до 163 000 тысяч рублей в год.
Воронежский государственный педагогический университет.
Крупный учебно-научный комплекс Центрального Черноземья. Вуз гордится современной материально-технической базой: мультимедийное и специализированное оборудование для лекционных, практических, лабораторных занятий. Кроме обучения на педпрофилях можно получить дополнительное образование по 40 программам – геоинформатика, музыкальная информатика, фитодизайн.
На педагогику можно поступить в докторантуру. Воронежский педуниверситет участвует в федеральном проекте «Образование».
Стоимость. В среднем – 80 000 рублей в год.
Армавирский государственный педагогический университет.
Кубанское учебное заведение готовит преподавателей для образовательных организаций по всем (кроме химии) школьным предметам, учителей дошкольного образования, мастеров производственного обучения. Педуниверситет сотрудничает с лучшими вузами Кыргызстана, Туркменистана, Китайской народной республикой и входит в Евразийскую ассоциацию педагогических вузов.
Минимальный проходной балл по математике 39, по русскому, физике, литературе, биологии, иностранному – 40, обществознанию – 44.
Стоимость. От 111 000 до 128 800 рублей в год.
Оренбургский государственный педагогический университет.
Педагогический вуз Урала был основан как учительский институт, а потом перепрофилирован в институт народного образования. В этом году учебное заведение полностью выполнило план по набору на бюджетную основу. При этом вырос минимальный проходной балл 71,7 и конкурс на одно место до 5,1 – 6,4 человека на место.
Что интересного? ОГПУ заявляет о подготовке профессионалов, способных решать нестандартные ситуации, генерировать идеи, разрабатывать инновационные продукты.
Стоимость обучения. 106 930 рублей в год.
Московский государственный психолого-педагогический университет.
Вуз неравнодушных людей, готовых менять общественную жизнь к лучшему – так позиционирует себя учебное заведение. Каждый год университет объявляет набор на 2000 мест, из которых 38% отводятся под образование. Большое внимание институт уделяет организации условий для обучения студентов с ограниченными возможностями.
МГППУ представляет собой комплекс научно-исследовательских и научно-практических центров, лабораторий для совместной работы студентов и преподавателей.
Что интересного? Московский психолого-педагогический активно участвует в разработке программ по модернизации педагогического образования и многим другим направлениям.
Стоимость. В среднем 229 917 рублей в год.
Ставропольский государственный педагогический институт.
СГПИ был основан как педучилище в 60-х ХХ века, но сегодня это уже научно-образовательный центр. Лауреат в номинации «100 лучших вузов России». Ежегодно в институте обучается 2600 студентов – 90% по направлению «Образование и педагогические науки». Почти 80% выпускников трудоустраивается в первый год после окончания обучения.
Стоимость. От 52 000 до 82 000 рублей в год.
Алтайский государственный педагогический университет.
Старейший вуз края готовит учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, психологов, логопедов, воспитателей, тренеров. Активно сотрудничает с институтами из США, Южной Кореи, Германии, Франции, Китая. Студенты также стажируются в Санкт-Петербурге и Москве. Минимальный проходной балл на специальность «Математика и информатика» от 140 баллов, а на «Английский язык и Немецкий язык» от 250.
Стоимость. От 55 000 до 114 000 рублей в год.
Волгоградский государственный социально-педагогический университет.
ВГСПУ обеспечивает педагогами Волгоград, Волгоградскую область и южные регионы России. В Волгоградский педуниверситет традиционно высокий конкурс – в эту вступительную кампанию было 9,5 человек на место. Параллельно с основным профессиональным образованием можно получить дополнительное по разным направлениям: от логопедии до переводчика с испанского языка. К тому же институт активно применяет современные технологии, курсы доступны в онлайн-режиме.
Стоимость. От 105 000 до 206 000 тысяч рублей в год.
Как педагогическое образование укладывается в формат дистанционного обучения?
Вокруг дистанционки бытует мнение, что это обучение с приставкой «недо». Общение студент-преподаватель отсутствует, учащиеся сами изучают дисциплины, у них отсутствует практика, им не дают практические задания и объем дисциплин урезан. VUZ24 на примере своих вузов дистанционного педагогического образования рассказывает, как обстоят дела с учебой в удаленном формате.
Общение «студент-преподаватель». Образовательный процесс построен на электронной платформе, где есть блок с профилями преподавателей. У будущего педагога есть возможность по видеоконференции поговорить с наставником и обсудить непонятный материал.
Учащиеся сами изучают предметы. Отчасти – это правда. Но! Весь учебный материал адаптирован под дистанционное обучение – переведен в аудио-и видеозаписи, мастер-классы и так далее. Занятия частично проходят в формате вебинара. Да, чтобы получить профессию в электронном вузе требуется больше самоорганизации и самообучения. Но в наших университетах студент не оставлен один на один с учебником.
Отсутствует практика. В учебный процесс дистанционные педагогические вузы, с которыми мы работаем, включают обязательные лабораторные письменные работы и ежегодные производственные практики. Университеты предлагают свои партнерские предприятия, которые принимают учащихся на стажировку или практику. К тому же дистанционный формат позволяет со 2-3 курса находить профильную подработку и совмещать обучение.
Урезанный объем дисциплин. Все 10 наши высших учебных заведений имеют лицензии на образовательную деятельность и аккредитованные программы, а это значит, студентам преподается 100% объем программы, достаточный для полноценного освоения профессии.
В каких вузах можно получить педагогическое образование удаленно?
VUZ24 предлагает поступить в один из четырех университетов, в которых есть педагогические направления. С нами возможно получить второе высшее или степень магистра.
Название учебного заведения | Профили | Стоимость, RUB в год | |
Московский международный университет | Теория и методика преподавания английского языка и культур англоязычных стран | 39 600 | |
Московская международная академия | Перевод и переводоведение; Дошкольное образование; Иностранный язык (английский); | 36 000 | |
Московский институт психоанализа | Психолого-педагогическое образование; Дефектология; Психология и педагогика |
72 000 | |
Тольяттинский государственный университет/Росдистант | Психология и педагогика начального образования | 39 500 |
Заключение
Нормативная база для подготовки педагогов нуждается в новой разработке, а образовательная программа требует внедрения современных технологий. Однако ведущей проблемой считается отсутствие мотивации к обучению у подавляющего большинства студентов. Образование, организованное в удаленном формате, частично решает вопросы. Технологии позволяют преподнести материал в интересной форме, замотивировать и заинтересовать студентов в учебе. Они во многом освобождают преподавателя от рутинной работы. Мастерство педагога в этом и заключается – сделать процесс обучения увлекательным и интересным.
Комментарии
Оставить комментарий