Правовой статус
Законодательно оформленного официального дистанционного обучения в РФ как формы равнозначной очному и заочному, нет. Есть понятие обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения. Оно может относиться к школьному, среднему профессиональному, высшему, послевузовскому образованию, дополнительному.
В Vuz24 работаем с очным, очно-заочным и заочным образованием с применением электронных и дистанционных технологий. На деле, в большинстве случаев студенту ни разу не нужно появляться в вузе.
В статье 16 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» описывается, как в стране работают программы электронного обучения и дистанционных технологий:
«Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования».
При этом необходимо обеспечить такие условия и технологии организации и реализации образовательных программ с применением дистанционного обучения, которые обеспечивают 100% прохождение курса:
«При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся».
Есть профессии среднего и высшего образования, которые закон не разрешает осваивать полностью удаленно. Список включает наименования в искусстве, медицине, военных и других направлениях, которые требуют практики и присутствия.
Еще до коронавируса запустили федеральный проект «Цифровая образовательная среда», который ставит целью повысить конкурентоспособность и доступность образования в России. Для этого планируют обеспечить простой доступ к качественным электронным программам и открыть в регионах центры дистанционного обучения. Так планируется даже в отдаленных деревнях обеспечить доступность качественного образования для тех, кому оно требуется.
Какие проблемы с российским дистанционным обучением в 2022 году?
2020-21 годы показали, что в стрессовых карантинных условиях дистанционное обучение почти везде справилось со своей задачей для взрослых: 100 процентов вузов. В школах весной 2020 качественный подход смогли организовать только 25 процентов, к этому моменту все школы способны реализовывать обучение по дистанционным технологиям с разной успешностью. Лучше получается организовывать дистанционное обучение Москве, Петербурге и других больших городах.
Что еще нужно доработать: три «не»
- Неравномерное развитие. Лучше развито и более популярно дистанционное обучение урбанистических областях с развитой инфраструктурой. Но больше всего удаленное образование нужно как раз там, где на сотни километров нет вузов и учебных центров, не у кого получить практический опыт.
- Некачественные электронные курсы. Программы электронного обучения в университетах или школах чаще всего должны делать учителя и преподаватели сами, у них нет ни оборудования, ни финансирования, ни навыков работы с монтажом, звуком, видео. Масштабность придает то, что во время первой волны коронавируса тысячи курсов были состряпаны наспех, переделывать их нет ни времени, ни возможности.
Другое дело когда каждый электронный курс – работа команды из редакторов, корректоров, дикторов, звукорежиссеров, видеооператоров, методистов, преподавателей-предметников, дизайнеров, к чему постепенно приходят все. - Негодные программы. Многие используют тренд на обучение для заработка. В основном, это относится к курсам: быстренько организовал компанию, купил курс подешевле, продал подороже. Но и университеты таким грешат, потому что удаленное образование для любого учебного заведения – способ заработать без необходимости задействовать много персонала и тратить на это время и ресурсы. Часто при этом упускается из виду качество.
Несмотря последствия пандемии, она дала огромный толчок дистанционному образованию в РФ.
Чем отличается одно дистанционное образование в России от другого
В России удаленные обучающие программы организованы и реализованы по-разному:
- смешанное, в разных пропорциях учеба на расстоянии и в аудитории. Периодически нужно присутствовать в вузе, например, на сессиях или защитах работ (так учатся во время карантинов из-за коронавируса);
- полностью удаленное, когда в вуз не нужно приезжать ни разу;
- онлайн обучение с присутствием, но активным использованием интернет-технологий дистанционного обучения в аудитории.
То, как применяется и используется технология, зависит от формы обучения, учебной программы, уровня учебного заведения. Например, в школе удобнее использовать онлайн формат как дополнительную методику. В университете, если программа не требует присутствия для отработки практических навыков и при достаточном обеспечении технологиями, можно использовать и полностью дистанционный режим обучения.
В Vuz24 работаем с государственными и коммерческими вузами. У каждого учебного заведения есть лицензии и аккредитации, что подтверждает статус и качество их работы. Вузы выдают дипломы государственного образца, которые позволяют работать по специальности или продолжать обучение в России или любой из стран ЕАЭС, в том числе, когда получаете белорусский диплом. Хотите поступить? Оставьте заявку, перезвоним за 10 минут.
Оставить комментарий