Экстренный переход к дистанционному образованию в российских университетах весной 2020 года

ИНТЕРФАКС - Пандемия Covid-19 вынудила национальные системы высшего образования и R&D к ускоренному переходу в онлайн. По прошествии 3 – 4 месяцев можно подводить некоторые итоги такого цифрового прыжка, и мы видим выход десятков отечественных и международных обзоров, посвященных этому феномену, не говоря уже о резко возросшем объеме материалов СМИ. Предлагаем вашему вниманию результаты исследования, проведенного Интерфаксом, по основным проблемам экстренного перехода российских вузов на дистанционное обучение в условиях коронавирусной пандемии.

До "Большого скачка" дистанционное образование включало в себя заочную форму образования, онлайн-курсы (MOOC) и быстро развивающееся направление цифровых образовательных технологий (EdTech), и вдруг разом возникает необходимость не просто дискутировать о формах, методах, технологиях образования и обучения, экспериментировать с ними, а предлагается администрациям университетов просто "нырнуть в неизвестность" [Питер Тиль] и ускоренно переформатировать весь образовательный процесс, а следом возникает необходимость переформатирования и исследовательского процесса. Не позавидуешь ни НПР, ни администрациям университетов, ни регулятору.

Итак, резкий переход в дистанционное образование порождает набор терминов, по которым можно проследить сам процесс перехода и составить отдельные оценки.

К заочной и очной формам образования добавляются:

  • EdTech - Цифровые образовательные технологии
  • Цифровое образование, цифровое обучение
  • Онлайн образование, онлайн обучение

Дистанционное образование, дистанционное обучение. Порождают жаргонизмы – "дистанционка", "дистант" и даже "удалёнка" (термин, включающий в себя и удалённые форматы любой деятельности и трудовых отношений).

Употребление терминов "очное образование" и "заочное образование" показывает их парное применение, причем с относительно слабой частотностью (102 публ./нед.), наблюдается на протяжении "горячих" месяцев пандемии несколько всплесков внимания в контекстах дискуссии о переходе к дистанционному образованию (здесь и далее источник данных - СКАН ИФ).

Термины "EdTech" и "образовательные технологии" тоже оказываются парными, но демонстрируют резкий рост частотности употребления с 102 до 103 в период объявления пандемической ситуации в стране (середина марта 2020). Далее наблюдается спад до частотности около 102 – вероятно, обсуждать технологии уже не имеет смысла, просто университеты выходят на рутинную деятельность.

Термины, связанные с понятиями цифры и онлайн в образовании и обучении, показывают приоритет термина "онлайн обучение" в сравнении с термином "онлайн образование"; наблюдается резкий всплеск частоты упоминания в середине марта 2020.

Заметный интерес к теме "цифровая образовательная сред" (ЦОС) и "цифровое образование" в июле 2020 связан с разработкой правительственных документов, направленных на развитие ЦОС на всех стадиях образования.

Но "всех прекрасней и милее" выглядят термины, связанные с дистанционным образованием и обучением. Частота употребления термина "дистанционное обучение" в середине марта подскакивает до характерных величин 104 публ./нед., в лидерах также оказывается жаргонизм "удалёнка".

Источник материала: academia.interfax.ru

Высшее управленческое образование дистанционно – возможно, удобно, эффективно

Предыдущая статья

Образование для молодых мам в декрете

Следующая статья

Вопросы и ответы

По результатам исследования 1194 анкет сотрудников 68 российских университетов, наиболее применимы онлайн-технологии обучения в гуманитарных науках (указали 50,9% участников опроса) и социальных науках (науки об обществе) – 45,5%. Наименее применимы в здравоохранении и медицине (указали 3,4%) и в сельскохозяйственных науках (3,5%).
По результатам исследования 1194 анкет сотрудников 68 российских университетов, половина опрошенных (49,5%) после стабилизации эпидемиологической ситуации хотят возвращения образовательного процесса к прежнему формату. Чуть менее (46%) желают более интенсивного применения возможностей дистанционного обучения, чем было до марта 2020г., но менее интенсивного, чем во время эпидемии. И лишь 4,5% - максимальное применение возможностей дистанционного обучения.
Исследование 1838 анкет студентов из 62 российских университетов показало, что более половины опрошенных студентов (56,9%) желают возвращения образовательного процесса к доэпидемиологическому формату, почти треть (32,4%) после нормализации эпидемиологической обстановки ожидают более интенсивного применения возможностей дистанционного обучения, и примерно десятая часть респондентов хочет, чтобы возможности дистанционного обучения применялись с такой же интенсивностью, как и на момент опроса.

Из 1838 анкет студентов из 62 российских университетов собраны противоречивые мнения о плюсах и минусах дистанционной учебы. Связано это прежде всего со спецификой образовательного направления, по которому обучается опрашиваемый, а также с различными личными качествами обучающихся – не все одинаково легко могут настроиться на самостоятельную работу, не все могут эффективно организовать свое время.

Оставить комментарий

политикой конфиденциальности.
Обратный звонок

Хотите получить образование дистанционно?

Оставьте заявку, и консультант приемной комиссии свяжется с вами!

Обратный звонок
Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы автоматически соглашаетесь на их использование. Вся дополнительная информация указана в нашей политикой конфиденциальности.