ИНТЕРФАКС - Пандемия Covid-19 вынудила национальные системы высшего образования и R&D к ускоренному переходу в онлайн. По прошествии 3 – 4 месяцев можно подводить некоторые итоги такого цифрового прыжка, и мы видим выход десятков отечественных и международных обзоров, посвященных этому феномену, не говоря уже о резко возросшем объеме материалов СМИ. Предлагаем вашему вниманию результаты исследования, проведенного Интерфаксом, по основным проблемам экстренного перехода российских вузов на дистанционное обучение в условиях коронавирусной пандемии.
До "Большого скачка" дистанционное образование включало в себя заочную форму образования, онлайн-курсы (MOOC) и быстро развивающееся направление цифровых образовательных технологий (EdTech), и вдруг разом возникает необходимость не просто дискутировать о формах, методах, технологиях образования и обучения, экспериментировать с ними, а предлагается администрациям университетов просто "нырнуть в неизвестность" [Питер Тиль] и ускоренно переформатировать весь образовательный процесс, а следом возникает необходимость переформатирования и исследовательского процесса. Не позавидуешь ни НПР, ни администрациям университетов, ни регулятору.
Итак, резкий переход в дистанционное образование порождает набор терминов, по которым можно проследить сам процесс перехода и составить отдельные оценки.
К заочной и очной формам образования добавляются:
- EdTech - Цифровые образовательные технологии
- Цифровое образование, цифровое обучение
- Онлайн образование, онлайн обучение
Дистанционное образование, дистанционное обучение. Порождают жаргонизмы – "дистанционка", "дистант" и даже "удалёнка" (термин, включающий в себя и удалённые форматы любой деятельности и трудовых отношений).
Употребление терминов "очное образование" и "заочное образование" показывает их парное применение, причем с относительно слабой частотностью (102 публ./нед.), наблюдается на протяжении "горячих" месяцев пандемии несколько всплесков внимания в контекстах дискуссии о переходе к дистанционному образованию (здесь и далее источник данных - СКАН ИФ).
Термины "EdTech" и "образовательные технологии" тоже оказываются парными, но демонстрируют резкий рост частотности употребления с 102 до 103 в период объявления пандемической ситуации в стране (середина марта 2020). Далее наблюдается спад до частотности около 102 – вероятно, обсуждать технологии уже не имеет смысла, просто университеты выходят на рутинную деятельность.
Термины, связанные с понятиями цифры и онлайн в образовании и обучении, показывают приоритет термина "онлайн обучение" в сравнении с термином "онлайн образование"; наблюдается резкий всплеск частоты упоминания в середине марта 2020.
Заметный интерес к теме "цифровая образовательная сред" (ЦОС) и "цифровое образование" в июле 2020 связан с разработкой правительственных документов, направленных на развитие ЦОС на всех стадиях образования.
Но "всех прекрасней и милее" выглядят термины, связанные с дистанционным образованием и обучением. Частота употребления термина "дистанционное обучение" в середине марта подскакивает до характерных величин 104 публ./нед., в лидерах также оказывается жаргонизм "удалёнка".
Источник материала: academia.interfax.ru
Оставить комментарий