Геймификация в образовании: виды, компоненты, примеры

Геймификация – использование игровых методов, технологий и механизмов в образовании или других неигровых сферах. Главная ее цель – вовлечь, увлечь в процесс, помочь подать информацию правильно, облегчить восприятие.

Содержание

Обучающая игра и игровой курс + серьезные игры

Для дистанционного, удаленного или электронного обучения важно разграничивать понятия обучающей игры и онлайн курса с применением геймификации в образовании. Отдельно стоят развивающиеся «серьезные игры».

Учебная игра – это полный игровой процесс с игровой механикой, сюжетом, персонажем. В прохождении применяются знания, которые уже сформированы, только иногда выплывают заметки или подсказки. Таким способом невозможно освоить большой объем информации, но это хороший метод закрепления или проверки усвоенного.

Геймифицированный курс – это система учебных материалов по предмету, которая сопровождается элементами игры. Вы читаете теорию, решаете практические задачи – учитесь, время от времени получая игровые мотиваторы: проходите уровни, получаете вознаграждения, соревнуетесь с ИИ или человеком.

Игра – это отдельное мобильное или веб-приложение, курсы с элементами игры могут быть в приложении, но чаще это комплекс материалов по предмету внутри электронного вуза.

Игра в классическом понимании  это непродуктивная деятельность, ее цель – отдых и развлечение. Такая игра ничему не учит или в очень малой степени. Но есть отдельный класс игр, который обозначается термином «серьезная игра». Она ставит не развлекательные, а образовательные и развивающие цели, помогает вырабатывать и отрабатывать навыки.

Такими играми интересуются гиганты, как Microsoft, NASA, Google (и другие) и видят в этом будущее. Например, Microsoft и NASA объединились и сделали восемь игровых уроков для старшеклассников о жизни на Международной космической станции, где решаются реальные механические, физические, биологические задачи.

Ниша серьезных игр развивается с эволюцией искусственного интеллекта, технологий и ростом инвестиций в сферу образовательных игр. По прогнозам аналитической компании Metaari, к 2023 году рынок серьезных игр достигнет 17 миллиардов долларов (для сравнения, в 2019 году вся индустрия видеоигр оценивалась в 152,1 миллиарда долларов).  Но пока серьезные игры недоступны вузам и не имеют отношения к геймификации массового образования. 

На чем строится учебная геймификация: главные компоненты + применимость на примере Moodle

Геймификация образования – естественный этап развития, связанный с внедрением технологий в обычную жизнь и активизацией поколения, которое понимает игру и хорошо откликается на ее механизмы. Так достигается цель игрового обучения – получить и научиться применять знания (а не пройти этап или получить хорошую оценку).

Хорошо, когда игру или курс помогает делать игровая компания или ИТ-разработчик. Такие возможности есть у организаций с учебными лабораториями (Google, Epam) или процветающих компаний, которые могут заказать обучающее обеспечение у лучших айтишников (Nike, Mariott). И у обеспеченных вузов, которые давно и качественно занимаются онлайн обучением, имеют финансирование в области геймификации, что дает возможности нанимать собственные команды по разработке дистанционного учебного контента, в том числе геймифицированного: разработчики, дизайнеры, операторы, контент-менеджеры, дикторы, маркетологи.

Но большинство курсов все-таки создается преподавателями самостоятельно. Когда университет покупает ПО для электронного вуза, преподавателей, сотрудников и администрацию обучают пользоваться обеспечением, рассказывают о возможностях и функционале. Есть программисты, которые адаптируют систему под конкретный вуз и помогают всем разобраться с использованием. Moodle – одна из самых популярных таких платформ, где есть базовые возможности создавать качественные курсы преподавателям без специальной ИТ подготовки.

Основные инструменты и механизмы вовлечения, которые используются в обучающих играх или методы и виды геймификации в образовании. Список.

Ясные правила

Процесс прохождения должен быть интуитивным, это лучше всего. Но, чтобы в любой момент можно было быть уверенным, что понимаешь, что происходит, нужна инструкция, доступная с любого этапа, описывающая прохождение простым языком. Это может быть стрим или обучающее мини-видео, потому что просто читать правила многим скучно.

На примере Moodle: правила можно создавать и размещать в файле, в том числе видеофайле, использовать ресурс «Пояснение» или реализовать инструментом «Форум».

Баллы

Игровая валюта – один из основных элементов мотивации во всех играх. За выполненные задания пользователь получает премиальные баллы. Необходимо, чтобы баллы ощущались игроком, и он точно знал, за что они даются: скорость, точность, количество использованных попыток и так далее. Опытные создатели игр в своих проектах не снимают баллы за ошибки, потому что это может  демотивировать.

На примере Moodle: баллы формируются автоматически, конвертируются в журнал оценок, которые ставятся за выполнение отдельных заданий.

Возможность использовать баллы

Это доступы к платным курсам или бонусным версиям, дополнительные локации, возможности персонажа, анимации. Для вузов или школ можно использовать оценки, которые влияют на итоговую.

На примере Moodle: бонусы за хорошие оценки преподаватель ставит внутри курса вручную. Дополнительные модули, системы вознаграждений можно реализовать в Moodle, но только с помощью программиста (программное обеспечение Moodle с открытым исходным кодом, возможности развития почти не ограничены).

Коллекция

Это значки, трофеи или статусы, которые присваиваются за комплекс действий – освоение темы, прохождение итогового теста, решение задачи. Коллекционирование заложено в человеческой природе. Получение очередной вещи из коллекции приносит удовольствие и вызывает желание продолжать.

На примере Moodle: ПО с версии 2.5 дает возможность выдавать значки за выполнение заданий и за прохождение всего курса. Загружать изображения значков и описывать условия преподаватель должен самостоятельно. Есть возможность выдавать уникальные сертификаты после окончания курса.

Соревнование

Возможность сравнить свой результат с другими – рабочий способ повысить мотивацию. Для удаленных студентов функционал можно включать между одногруппниками или всеми, кто на одном этапе прохождения курса. Важно, чтоб рейтинг был адекватным, никому не интересно соревноваться с тем, кого никогда не догонишь или с тем, кто давно окончил курс.

На примере Moodle: конкуренция моделируется при проектной работе через функционал разделения по потокам и ограничения доступа. Можно пользоваться функцией рейтинговой системы внутри заданий и курсов (каждый студент может видеть только свое место в рейтинге).

Чат

Людям нравится общаться внутри игры или курса, появляется ощущение «я здесь не один». Польза в том, что учащиеся могут помочь друг другу разобраться с материалом. Такая функция очень важна для проектных заданий.

На примере Moodle: есть возможность подключать к заданиям и курсам чаты и форумы. Есть система индивидуальных сообщений.

Временные рамки

Это стимулирует: собрался, настроился, сел – прошел. Плюс, запускается доля азарта.

На примере Moodle: к каждому заданию можно ставить лимит по времени выполнения. Если нужно выполнять задания в определенные дни или сроки по числам, можно использовать календарь. В календаре видны точки прохождения курса, прогресс и достижения.

По маленьким кусочкам

Все элементы геймификации в дистанционном обучении разбиты на мини-уроки или отдельные задания внутри тем побольше. Это нужно чтобы удерживать интерес, лучше усваивать пройденное, учиться в любое время, например, в очереди или во время обеденного перерыва.

На примере Moodle: в качестве уровневого прохождения используются инструменты «ограничение доступа» и «разграничение по потокам». Ограничивать доступы можно по срокам или по результатам (по условиям прохождения задания, например). «Разграничение» позволяет направлять прохождение в правильной последовательности или разделять информацию для разных групп в процессе соревнования.

История

Это не так просто, как кажется, но очень важно. Нужно взять сложный материал, объяснить его простыми словами на примере интересной продуманной истории с персонажами. Проще всего это делать в применении к реальной жизни. Любую сложную тему можно проиллюстрировать или заменить метафорой.

На примере Moodle: ПО не дает возможностей создавать сюжеты, которые бы приближались к историям даже самых простых игр. Есть трудности с персонажами или с аватарами, так как правила позволяют публиковать только официальную подтвержденную информацию профиля.

Метод четырех дверей

Одна из современных тенденций геймификации в образовании – система, созданная «сумасшедшим ученым» Сивасайламом Тиагараджаном, которая подходит для объемных курсов с большим количеством материалов. Суть в том, чтобы выбрать для себя подходящий метод обучения и темп. Позволяет получать знания персонифицированно.

Учебный курс составляется в четырех версиях для прохождения:

Библиотека. Здесь вся теория в разных форматах и объемах: видео, аудио, исследования, статистика и так далее. Можно читать, смотреть, слушать, анализировать – запоминать.

Игровая зона. Блок игр с быстрым развитием сложности. Можно проходить сколько угодно раз, пока все не запомнится.

Кафе. Обмен опытом и знаниями между студентами.

Оценочная камера пыток. Опросы, блоки вопросов на понимание, кейсы для решения.

На примере Moodle. Библиотека: материалы можно размещать любые и в любых форматах. Игровая зона: нереализуемо – есть восемь примитивных вариантов встроенных игр (например, «Кроссворд», «Виселица», «Криптекст», «Змеи и лестницы»). Кафе: можно сделать с помощью чатов и форума по проектам или всему курсу. Оценочная камера пыток: ПО дает большое количество вариантов оценивания знаний: любые виды тестов, опросники, эссе. То есть, метод реализуем, но с трудом – нужно или заменять «Игровую зону» или дорабатывать программно.

Где используется обучающая геймификация

Добавлять игровые механизмы – выигрышная стратегия в любой сфере, какую ни возьми. Потому что включает и запускает разные источники вовлеченности сразу. Но есть такие ниши, где геймификация может быть ключевым инструментом, который повысит эффективность и раскроет качества, недоступные другими способами.

Образование. Дошкольное и младшее школьное образование без игры даже не может существовать. Но взрослые дети и взрослые не меньше любят играть. Чем больше вовлеченность, тем эффективнее запоминание. Игра еще тренирует сообразительность (в отличие от зубрежки), что по мнению большинства работодателей важнее объема знаний и уровня образования.

Бизнес. Бизнес-игры – это сверхпопулярное направление для оценки и тренировки предпринимателей. Кейсовая бизнес-игра на деле обучает принимать правильные решения, решать задачи, работать в команде, мыслить творчески, анализировать результат.

Управление персоналом. HR варианты деловых игр – способ мотивации сотрудников и способ отбора при приеме на работу.

Маркетинг. Игра в маркетинге и продажах – бесконечное поле для творчества. Цель – привлечь и удержать покупателя или пользователя. Должно быть: новое, бесплатное и обеспечивающее статусность. Когда геймифицированная маркетинговая кампания имеет эти составляющие – у покупателя мало шансов уйти.

10 крутых примеров применения геймификации

Сначала гигантские образовательные ресурсы с множеством геймифицированных курсов, о которых вы знаете, а если не знаете, вам понравится узнать.

1. Khan Academy

Это образовательная платформа, где человек любого возраста с любого конца света может учить математику, естественные науки, программирование, историю и другие предметы. Доступна на 36 языках. И всегда все бесплатно.

Организаторы академии мотивируют доноров, преподавателей и волонтеров делиться тем, чем могут. Они уже получили больше 10 000 000 долларов и сделали огромное множество качественных понятных курсов. Просто заходи – учись.

Воспринимать и запоминать информацию помогают элементы геймификации: видеоуроки с "грифельной доской", где все объясняется, простые милые анимации, всплывающая поддержка-объяснялка, вознаграждение за выполненные задания, визуализация прогресса, электронная тетрадь-черновик и много чего еще.

Khan Academy

2. Coursera

Самая известная платформа, где можно пройти онлайнкурсы рейтинговых мировых университетов и топовых компаний. Любой человек может купить курс и получить степень онлайн. Платформа очень социализирована – во время прохождения курса преподаватели и студенты легко и просто взаимодействуют.

Как будет выглядеть курс, как его будут вести, чего больше – лекций, практик, насколько включены элементы игры – зависит только от курса. Их столько и таких разных, что самая большая сложность как раз в подборе материала.

Coursera

3. Udemy

Платформа, куда преподаватели или создатели курсов могут заливать материалы, а студенты – их покупать. Отличие от Coursea – нельзя получить степень онлайн. Из элементов геймификации в образовательном процессе – индикатор прогресса и достижений, рейтинговая система среди пользователей, система наград за пройденный курс. Для авторов есть подробная инструкция и шаблоны для создания курса, советы по продвижению своего курса.

Coursera

Теперь блок игровых приложений для изучения языков, музыки.

4. Memrise

Приложение по изучению иностранных языков использует просто сказочное количество приемов геймификации. История – освоение космоса, персонаж отправляется в путешествие, когда выбирает курс нового языка. Дизайн очень приятный и часто обновляется. Из суперполезного: больше 20 000 видеороликов от носителей. Из креативного: наводишь камеру на предмет, приложение сообщает перевод.

Memrise

5. Yousician

Приложение для обучения игре на музыкальных инструментах. Заходите, выбираете инструмент и разучиваете песню. Обучение от простого к сложному, моментальный ответ на ошибки, возможность отслеживать успехи.

Yousician

6. Duolingo

Бесплатное обучение языкам с возможностью докупать платные опции. Приложение – лидер рынка, с огромной аудиторией. Геймификация в каждом задании, поэтому учить язык интересно, радостно. Ставятся очень короткие ежедневные цели: можно выполнить одну и будет чувство завершенности, а можно пять. Можно покупать за баллы тюнинг аватарок. Внутри приложения есть клубы, где пользователи могут «встречаться» и делать что-то вместе. Система наказаний: не справляешься с уроком, теряешь жизнь и ждешь «реинкарнации».

У компании еще есть учебное приложение Tinycards, которое помогает запоминать тематические факты с помощью интерактивных флеш-карточек.

Duolingo

7. SoloLearn

Приложение для обучения программированию. Есть уроки по теории и практике. Есть чемпионаты, где игроки друг с другом соревнуются в написании лучшего кода. Есть социальная площадка, где можно показывать свою работу, получать отклик, создавать проекты вместе с другими пользователями.

SoloLearn

Примеры от компаний и … одной госорганизации.

8. Marriott

Игра для обучения обслуживающего персонала и менеджеров сети отелей Marriott. Знакомит с компанией, позволяет создавать свой ресторан и управлять им, решая разные бизнес-задачи, например, сделать закупку, уложившись в бюджет. Так компания рассказывает соискателю о внутренних правилах и ценностях, и по нарастающей сложности тестирует на наличие гибких и специальных навыков.

Marriott

9. Nike

Компания очень хороша в отношении формирования экосистемы, которая включает продукт, личность покупателя и стиль жизни. Приложение Nike Run Club показывает, как повысить вовлеченность и активность, поддерживая ЗОЖную сознательность.

Приложение следит за самочувствием, показывает результаты тренировки. Достижениями, как расстояние и время, можно делиться в соцсетях. Черты геймификации – возможность получать трофеи и значки, когда участвуешь в челленджах, учет достижений.

Nike

10. Армия США

Proving Grounds – одна из официальных ролевых игр армии США для компьютеров и игровых приставок. Игровой персонаж – солдат армии США, который выполняет миссии, убивает «плохих», имея в арсенале разные виды оружия с подробным описанием каждого. Игра, как и еще 40 типовых версий, разработана армией США для идеологических целей. И обучающих, так как создана на базе учебников и симуляторов для военнослужащих. Рассказывает о многом: от стратегий до видов оружия.

Proving Grounds

Что запомнить

    1. Обучение – это продуктивная деятельность и даже в игровом контексте придется много трудиться. Сложные вещи останутся сложными, даже внутри игры и с мощными мотиваторами.
    2. Обучающая игра и курс с элементами геймификации – разные вещи, которые не взаимозаменимы. Когда есть цель чему-то научиться – это будет курс. Принимать на работу, тестировать, закреплять знания можно игрой.
    3. Любой преподаватель вуза может создать качественный курс с базовыми элементами геймификации в электронной среде вуза без специальной ИТ подготовки. Но придется посидеть, разобраться.
    4. Для крутых курсов, оснащенных игровой механикой и с красивым дизайном, нужна команда ИТ-специалистов. И это довольно дорого, если не рассматривать коммерческое использование. И даже в этом случае, фокус должен быть на обработке и представлении учебного материала, а не на графике или сюжетной линии. Это то, что стоит на пути к серьезным играм, направлению, которое только зарождается.
    5. Главные компоненты игрового обучения: понятные правила, внутренняя валюта (баллы), возможность что-то собирать, рейтинговая система, общение или соревнования между игроками, быстрые этапы для прохождения, сюжет (не обязательно). Почти все в разной степени реализуемо внутри базовых платформ электронных университетов.
    6. Обучающая геймификация для вузов, учебных платформ и компаний – имеет разные цели: учебная, коммерческая-учебная, HR-PR-коммерческая. Поэтому мы видим такую разницу в исполнении между платными курсами и обычными учебными курсами для студентов удаленного обучения.

Семь университетов Vuz24 оснащены удобными и понятными электронными платформами, большинство из них - доработанные и адаптированные версии Moodle. Преподаватели и контент-команды умеют создавать интересные, легкоусваеваемые курсы со всеми доступными элементами геймификации. С нами учиться интересно и легко – оставляйте заявку и пробуйте!

Как писать и защищать диплом дистанционно

Предыдущая статья

Чем отличается заочное от дистанционного

Следующая статья

Вопросы и ответы

Да. Наши вузы используют все иснтрументы вовлечения, геймификацию - особенно. Почти все наши вузы построены на усовершенствованных версиях платформы Moodle, функционал позволяет преподавателям и специалистам по контенту использовать элементы игры широко и разнообразно.
Бывает, в электронных курсах или учебных модулях. В аудиториях это сложно применимо, пока нет связанных личных электронных инструментов.
Когда вы покупаете курсы в Udemy или Coursera, вы покупаете программу для выработки отдельного навыка или изучаете отдельный учебный модуль, когда вы учитесь в вузе, электронный курс - это систематизированные материалы по какому-то предмету, включенные в учебную программу вашей специальности. Например, вам нужно выучить язык программирования Kotlin, идете на Coursera и покупаете только курс этого языка. В универе вы проходите "программирование" - это комплекс специальных и общих дисциплин, и в рамках предмета по Java-разработке, будете проходить Kotlin. Разница - "уже" VS "глобально шире и в контексте".
Серьезные игры - это будущее, когда они появятся и будут использоваться повсюду, возможно будет получить степень, играя в игры, но все равно придется использовать обычный цикл: учить, запоминать, отрабатывать. Сегодня таких игр еще нет.

Комментарии

Сенсей Мека
04-01-2021 19:59
Спасибо за очень крутую статью! Взял несколько техник для своих курсов)
Gosha
08-02-2021 09:43
В статье показан путь в быдлизации общества и полностью платному образованию. Прежде всего указывается коммерческая составляющая.Все очень печально.Надеюсь,что эти планы всяких корпораций никогда не реализуются,пока у народов есть мозг.
Менеджер Vuz24
08-02-2021 13:55
Добрый день. В статье много говорится о бесплатных вариантах ввода геймификационных технологий, это касается вузов, глобальных проектов, например, бесплатного масштабного проекта Khan Academy. В статье нет цели вывести на передний план коммерческую составляющую образования. Для способных и целеустремленных всегда будут возможности получать образование бесплатно, для обратного в тексте не приводится никаких предпосылок. Спасибо, что нас читаете!
Татьяна
20-02-2021 09:08
Спасибо. Статья очень полезная, есть чему поучиться. Я на дистанте стала использовать kahoot, моим студентам это очень нравится.

Оставить комментарий

политикой конфиденциальности.
Обратный звонок

Хотите получить образование дистанционно?

Оставьте заявку, и консультант приемной комиссии свяжется с вами!

Обратный звонок
Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы автоматически соглашаетесь на их использование. Вся дополнительная информация указана в нашей политикой конфиденциальности.