терминология и суть дистанционного обучения

Разбираемся, какие бывают термины и определения дистанционного обучения, что в точности они обозначают. Какое обучение можно пройти удаленно, какими способами. 

Основные термины дистанционного обучения

Разные термины дистанционного, онлайн, интернет и удаленного обучения чаще всего используются, когда говорится об одном и том же, как синонимы. Мы тоже на этом сайте так делаем, обозначаем образование в дистанционном формате одной из этих словоформ, чтобы не писать везде длинные уточненные термины. В контексте, когда понятно, о чем речь, это не ошибка. Но формально есть различия в понятиях.

Онлайн (интернет, электронное, e-learning) – получение знаний и навыков и взаимодействие через интернет. Форма создана, чтобы обеспечить онлайновую коммуникацию между преподавателем и студентом и студентами между собой. Подход можно использовать как дополнение к аудиторному, когда преподаватель и студенты взаимодействуют через сеть, находясь в одном месте. Например, таким способом удобно проводить контрольные: учащиеся решают задания онлайн на планшетах или компьютерах в одной аудитории в присутствии преподавателя.

e-learning
При онлайн обучении интернет-технологии могут использоваться в аудитории как обучающая методика

Суть дистанционного обучения (удаленного) в том, что это форма получения знаний, в том числе образования, на расстоянии, с сохранением компонентов учебного процесса и использованием интерактивных и интернет-технологий.

Это более широкое понятие, чем онлайн, его главная черта – расстояние между учащимся и обучающим.

Для дистанта можно использовать разные форматы, технологии и инструменты, в том числе и онлайн-обучение, которое является основным способом и источником организации процесса. ДО стало эффективным как раз благодаря интернету и его возможностям взаимодействия и работы с информацией.

Но само по себе дистанционное может быть и без онлайна, как раньше, когда можно было получать образование почтовым сообщением.

Есть четыре главных различия между понятиями онлайн и дистанта:

  1. Расположение
    С e-learning группа может работать в одном помещении. А дистанционное предполагает, что студенты и преподаватель могут быть на разных концах земли.
  2. Диапазон
    Онлайн – это метод, а удаленное – форма. Онлайн может быть частью дистанционного, но так же органично может существовать, например, в аудитории.
  3. Взаимодействие
    В e-learning как одной из методик не исключено личное общение с преподавателем и другими студентами, можно делать совместный проект на онлайн-платформе прямо в классе. В дистанционном за пять лет учебы в вузе студент может ни разу не встретиться с теми, кто его учит.

Выходит, понятия два, но они очень связаны и легко уживаются в учебном процессе. Обычно по содержанию очевидно, о чем конкретно идет речь, но в оригинале так – онлайн обучение – часть, дистанционное – целое, они могут быть вместе и могут по отдельности.

Термины и определения дистанционного обучения

Асинхронное обучение
Организация учебного процесса без взаимодействия преподавателя и учащегося в режиме реального времени. Так построена большая часть учебного процесса ДО: студент изучает материалы, выполняет задания, проходит тесты, преподаватель время от времени координирует контролирует процесс.
Виртуальная аудитория
Организованное виртуальное пространство для группы учащихся и преподавателя, которые находятся на расстоянии, но объединенное телекоммуникационными и сетевыми технологиями для взаимодействия в режиме реального времени.
Виртуальная лаборатория, тренажер, симулятор
Программное обеспечение, которое позволяет моделировать ситуации, проверять оборудование или сооружения, проводить опыты или отрабатывать навыки без контакта с реальными объектами.
Геймификация
Применение игровых методов, механизмов и технологий в образовательных целях, чаще в электронных курсах.
Дистанционное образование
Образование или организация учебного процесса (обычно СПО, высшее или послевузовское), полученное средствами технологий дистанционного обучения через электронную платформу, заменяющую функции и компоненты физического учебного заведения.
Интерактивные технологии
Информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют учащемуся в активном режиме получать разный ответ в зависимости от предпринятых действий.
Интернет-технологии
Информационные, телекоммуникационные, программные и другие технологии и сервисы для обучения, доступные через интернет.
Информационно-образовательные ресурсы
Комплекс информационных, программных, технических, телекоммуникационных, психолого-педагогических, методических средств и инструментов, которые позволяют более эффективно организовывать учебный процесс.
Кейс-технология
Интерактивная технология обучения, побуждающая пользоваться имеющимися знаниями, умениями, собственным видением, чтобы решить смоделированную или реально существовавшую профессиональную проблему/ задачу.
Корреспондентское обучение
Разновидность ДО с коммуникацией между учащимся и учебным заведением через почтовую связь. Этот способ почти полностью вытеснили интернет-технологии.
Мультимедиа
Информация, которая отображается одновременно в нескольких формах: текстовой, графической, видео, анимационной, аудио. Иногда аппаратными и программными средствами создается возможность интерактивного взаимодействия с ней.
Образовательный контент
Учебное содержимое СДО, структурированное в электронные курсы, дополнительные и вспомогательные материалы, которые используются в учебном процессе.
Педагогические технологии ДО
Методологическая и методическая система взаимодействия учителей и преподавателей с учениками и студентами на расстоянии, позволяющая осуществлять учебно-воспитательный процесс в рамках выбранной концепции обучения.
Сетевое обучение
Обучение, организованное средствами телекоммуникационной сети.
Синхронное обучение
Организация учебного процесса в реальном времени, когда педагог и учащиеся одновременно находятся в одном онлайн-пространстве с двухсторонней связью. Так проходят онлайн-лекции, вебинары, проекты, коллоквиумы, опросы, конференции.
Система дистанционного обучения СДО/ Система управления обучением
Российский аналог англоязычного термина Learning Management System, LMS, который переводится как «система управления обучением». Информационная система обеспечения организации, управления и технической поддержки процессов ДО. Строится на основании многокомпонентного веб-приложения, которое обеспечивает функционирование электронного учебного заведения. Включает: администрацию учебного заведения, технический и преподавательский персонал, учебные материалы и продукты, средства доставки и контроля знаний – это все объединяет организационная, методическая, техническая политика учебного заведения, что гарантирует полноценный учебный процесс и усвоение учащимися учебных программ в 100% объеме. Примеры: Moodle, Росдистант, InStudy, MegaCampus.
Смешанное обучение Blended Learning
Термин, обозначающий модель обучения, при которой учащийся самостоятельно на онлайн-платформе изучает теорию, а практическому применению знаний учится с преподавателем.
Технологии дистанционного обучения
Комплекс программного, информационного обеспечения и технических средств, обеспечивающих доступ к основному объему учебного материала и инструментам: взаимодействия учащихся, преподавателей, администрации, отработки навыков на академических заданиях (лабораторные, практикумы, задачи, контрольные, эссе), внутреннего и итогового контроля.
Тьютор
Преподаватель, который помогает освоиться с удаленным университетом, разобраться с функционалом и материалами, направляет по учебе.
Цифровое образование
Образование, получаемое или полученное средствами электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Цифровая образовательная среда
Термин используется как название образовательного проекта в рамках госпрограммы «Образование», до 2024 года. Предусматривает развитие дистанционного образования, его конкурентоспособности, качества и доступности.
Электронная библиотека
Упорядоченное собрание учебных электронных материалов с навигацией и поиском.
Электронный или онлайн-курс
Образовательный ресурс по определенной дисциплине, соответствующий рабочей программе, размещенный в СДО. Включает теорию, отработку практики, контроль.
Электронный образовательный ресурс
Термин, объединяющий разные виды средств обучения, созданных и работающих с помощью компьютерных технологий.
CDIO Conceive, Design, Implement, Operate
«Придумать идею, спроектировать, применить на практике, оперировать» – это международная концепция по подготовке инженеров; ее используют в том числе, чтобы учить проектировщиков дистанционно, своего рода «знак качества» инженерного образования.

Мы в Vuz24 работаем с вузами и колледжами. Но дистанционно можно проходить и дополнительное обучение на уровнях курсов, интенсивов, обучающих конференцияй, тренингов, мастер-классов.

По процессу: формы, методы, средства

Основные определения:

Форма обучения – механизм, способ организации учебного процесса. Дистанционная форма обучения может быть способом организации учебного процесса в очном, заочном или очно-заочном обучении в колледже или вузе.

Методы дистанционного обучения – способ организации взаимодействия преподавателя и студента. Например, консультация, семинар, видео лекция.

Средства дистанционного обучения – технологии и инструменты, которые используются для организации учебного процесса.

Именно технологии делают удаленное обучение сильным и конкурентным очному. А сама учеба строится на той же последовательности, что очная: теория, практика, контроль. Для каждой стадии есть свои инструменты организации обучения.

Доставка теории

На удаленном обучении теорию можно изучать с любого устройства, выбирать удобный формат, чередовать, совмещать. Через личный кабинет студент, курсант, учащийся получает доступ к программе с дисциплинами на семестр, каждая дисциплина содержит электронный курс и все материалы, которые к нему относятся. Дополнительную литературу можно скачать из библиотеки.

Электронный курс – это учебный комплекс, который содержит скелет академической информации по дисциплине в разных формах. Это и учебник, и методичка, и наглядное пособие. Все, что нужно сделать – открыть тему и следовать инструкциям.

В идеале над курсом работает команда из преподавателя, методиста, контент-менеджеров, дикторов, монтажеров, операторов. Пособия емкие, иллюстрированные примерами, в том числе 3D моделями, анимациями. Материалы составлены так, чтобы их можно было легко воспринимать и осваивать от простого к сложному, порциями.

В еще большем идеале, над курсом дополнительно работают программисты и дизайнеры, чтобы добавить геймофицированных элементов, сделать красивую картинку. Этим можно решить проблемы с мотивацией и вовлеченностью.

геймифицированный учебный контент
Правильно организованные электронные курсы дают больше разнообразного контента, чем аудиторная практика, вовлекают и погружают глубже

Электронный курс сопровождается такими материалами, как:

Видеолекции – это записанные и смонтированные лекции, где преподаватель рассказывает материал и объясняет то, что нельзя прочитать в учебнике. Как на обычных лекциях, только целенаправленней и емче. Материал дублируется в субтитрах или текстовой ленте. На виртуальной доске преподаватель показывает примеры или приводит решения. Могут быть в виде аудиолекций – начитка, без картинки.

Онлайн-лекции (телеприсутствие) – студенты связываются с преподавателем через ПК, камеру, микрофон, слушают лекцию. Это может быть присутствие на очной паре.

Автовебинары – запись вебинара по теме или разделу. Автовебинар не предполагает взаимодействия, можно смотреть в удобное время.

Скринкасты – записанные действия с экрана компьютера с комментариями. Очень удобно для инструкций работы в программах, наглядного решения задач или уравнений.

Мультимедийные презентации – конспекты лекций и слайдов с текстами, изображениями, инфографикой, видео. Могут быть интерактивными.

Электронные учебники – учебные книги, пособия, монографии в текстовых форматах.

Отработка навыков

Следующий после теории этап – закрепить теоретические навыки и научиться или научить их использовать в деле. Это делается с помощью академических заданий. Для замещения лабораторных, семинарских, практических занятий, ДО использует технологии:

Вебинары – самое популярное решение для синхронного обучения на расстоянии. Занятие проходит в вебинарной комнате, где преподаватель ведет занятие, но вся группа включена в процесс: выполняет задания, отвечает на вопросы, дискутирует. Формат хорошо работает для семинаров, практических, тренингов, опросов, бесед.

вебинар
Вебинары заменяют аудиторное взаимодействие

Симуляторы, тренажеры, виртуальные лабораторные, кабинеты виртуальной реальности – интерактивные программные средства, которые позволяют проводить испытания, опыты, эксперименты, отрабатывать навыки удаленно и без физического сложного оборудования. Конечно, операцию на сердце таким способом не сделаешь, но построить и испытать мост или просчитать риски можно, и очень эффективно.

Телеконференции – занятия по многоканальной связи, проводятся для творческих проектов, решения кейсов, бизнес-игр.

Аудиоконференции – занятие-обсуждение, консультация или семинар. Во время коронавируса так проходит большинство университетских занятий: сначала преподаватель проверяет присутствие по видео, приветствует группу, затем отключает видео, занятие продолжается по голосовой связи.

Чат-занятия – практические, которые проводят через текстовый канал общения. Преподаватель дает инфоповод, задание или проект, студенты обсуждают, задают вопросы, предлагают решения.

Занятия в форуме – как чаты, но не ограничены по времени и с большими возможностями: можно прикреплять любые файлы, создавать отдельные потоки для соревновательных заданий или разных проектных групп.

Консультации – групповые собрания по Скайпу, ФэйсТайм, Дуо, Зуму по расписанию или договоренности: перед сессиями, плановые при разработке научно-исследовательских проектов.

Контроль

Проводится для закрепления знаний и навыков или для проверки знаний. В ДО, особенно вузовском, есть три формы:

  • периодический контроль знаний по темам
  • сессионный после каждого семестра
  • научно-исследовательские работы

Внутренний контроль усвоения материала по темам – домашние задания, контрольные, самостоятельные, эссе, рефераты, задачи, которые сдают или в виде письменных заданий, или в виде тестов.

Итоговый – сессии: экзамены и зачеты. Чтобы получить допуск, нужно доказать свою успеваемость в семестре. Для этого в некоторых платформах есть индикатор активности, который позволяет преподавателю видеть, что студент смотрел, учил, сколько времени на это потратил. Тесты проходят по расписанию, ограничены по времени и имеют ограниченное количество попыток на прохождение.

Курсовые и диплом. Это даже на очном самостоятельный вид работы. На удаленном здесь ничего не меняется – пишут под руководством научного руководителя, оформляются. Курсовые просто отправляют на проверку. Дипломы защищают по веб-конференции или очно.

Онлайн-консультация
При работе над исследовательским проектом студент связывается с научным руководителем через веб-консультации

Основная и чаще всего используемая форма контроля в удаленном обучении – тесты. Чтобы таким способом проверять знания глубоко и точно, для тестов разрабатывается разветвленное «умное» обеспечение, которое не обмануть и не «заболтать». Шире используются обычные формы тестов: открытые, закрытые, с одним и несколькими вариантами ответа, на установление соответствия, последовательности, с дополнением.

Типы и разновидности дистанционного обучения

Удаленное обучение – средство, которое используют, чтобы обучать и учиться чему угодно. Можно купить удаленный курс по приготовлению торта, можно получить высшее образование. Несравнимые вещи, но их объединяет применение дистанционных форм обучения: гибкость, дальнодействие, экономичность – удобное время, любое место и расстояние, плата только за учебу, без дополнительных расходов.

Дистанционно можно получить:

  • среднее образование - школа;
  • среднее профессиональное образование - колледж;
  • высшее:
    • первое (бакалавриат);
    • второе (бакалавриат);
    • вторая ступень высшего (магистратура);
  • послевузовское: аспирантура;
  • BBA – бакалавр бизнес-администрирования;
  • MBA – мастер делового администрирования.

  • дополнительное образование:
  • переподготовка на уровне СПО и ВО;
  • повышение квалификации на профессиональных или сертифицированных курсах;
  • освоение профессии на профессиональных или сертифицированных курсах;
  • изучение иностранных языков;
  • участие в профессиональных конференциях, мастер-классах, тренингах.
дипломы онлайн вузов
Выпускники удаленного обучения вузов РФ получают такой же диплом, как очники

Невероятная популярность у массовых открытых онлайн-курсов, MOOC. Это обучающие курсы, доступные через интернет, с неограниченным интерактивным участием. Кроме обычных теоретических и практических заданий, видео, можно общаться с преподавателем и взаимодействовать с другими участниками через форумы. Самые известные площадки – Coursera, Udacity и Udemy. После успешного окончания выпускники могут получить диплом об образовании или сертификат об освоенном навыке, в зависимости от сложности и условий курса.

Кроме уровня образования, ДО можно разделить на категории:

По стоимости

Мы в Vuz24 говорим, что дистанционное образование всегда платное – в контексте наших вузов и профилей так и есть. Но, конечно, бывают и бесплатные курсы, и очень редко бюджетные места в вузах на удаленные программы. Есть гранты, которые покрывают обучение. Бывает, что за обучение платит работодатель.

Так, ДО можно разделить на:

  • бесплатное,
  • платное,
  • «freemium» (бесплатное обучение, платная аттестация).

По времени

  • Фиксированное время «fixed time» – программа доступна ограниченное количество времени, день, месяц, год и имеет четкое расписание прохождения.
  • Свободный доступ «open schedule» – программа доступна в любое время и проходить ее можно в свободном режиме, так долго, как нужно.

По авторству

  • Авторский (пользовательский) курс – создается преподавателем или просто физическим лицом и выкладывается на ресурс с платным или бесплатным доступом.
  • Профессиональный – создается организацией, например вузом, с участием нескольких специалистов. Обычно для внутреннего использования.

По количеству участников

  • Без ограничения
  • С ограниченным количеством слушателей

По процессу

  • Без сопровождения – курс скачивается, как книга, учащийся разбирается с материалами и осваивает самостоятельно.
  • С сопровождением – открытое взаимодействие, функциональная и техническая поддержка.

Все эти параметры зависят от того, где и чему нужно научиться. Выбирайте удобный вариант, в зависимости от целей и возможностей. Если рассмотреть учебу в рамках проекта, то, что нужно продумать при выборе, это: стоимость, время, ресурсы на организацию учебы.

Мы в Vuz24 работаем с дистанционным образованием в лицензированных и аккредитованных вузах России и Белоруссии, которые имеют свои платформы и практикуют удаленную учебу десятки лет. Своим абитуриентам бесплатно помогаем поступать и учиться.

Чтобы узнать больше, подобрать специальность и начать поступление, заполните заявку на консультацию – ответим за 10 минут, или позвоните +7 (958) 111-72-03

Все статьи и материалы, опубликованные на сайте https://vuz24.ru, являются объектом авторского права и защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Полное или частичное копирование материалов сайта без согласия автора запрещено. Использование материалов сайта https://vuz24.ru без согласия автора или без ссылки на первоисточник влечет административную ответственность в виде компенсации в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей (Ст. 1250, 1252, 1253, 1301 ГК РФ).

При полном или частичном копировании текстовых материалов с письменного согласия автора, необходимо указать ссылку(для электронных изданий — активную гиперссылку) на сайт https://vuz24.ru и имя автора.

Почта для обратной связи: info-vuz24.ru@yandex.by

ТОП технических вузов с дистанционной формой обучения

Предыдущая статья

ТОП-10 экономических вузов России

Следующая статья

Комментарии

14-12-2020 22:35
Мне нравится тоже дистанционно учиться с помощью Litemanager это хороший русский и бесплатный аналог для удаленного доступа. Образование нашего будущего так скачать. Вместе мы сила!
16-09-2021 12:34
Здравствуйте! В конце прошлого учебного года находилась на самоизоляции, поэтому потеряла возможность поступить в универ очно. Прочла эту статью и решила попробовать дистанционное обучение. Поступила в МИП на факультет психологии межличностных коммуникаций вместе с вуз24. Поступить было просто, учиться сложно, но учёба ничем не отличается от очной формы. Учусь с удовольствием. Спасибо!
16-09-2021 14:04
Здравствуйте, Карина! Очень рады, что информация в нашей статье помогла. Желаем вам успешной учёбы! Если возникнут трудности, вы всегда можете обратиться за помощью к нам.

Оставить комментарий

политикой конфиденциальности.
Обратный звонок

Хотите получить высшее образование дистанционно?

Оставьте заявку, и консультант приемной комиссии свяжется с вами!

Обратный звонок
Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы автоматически соглашаетесь на их использование. Вся дополнительная информация указана в нашей политикой конфиденциальности.