Разбираемся, какие бывают термины и определения дистанционного обучения, что в точности они обозначают. Какое обучение можно пройти удаленно, какими способами. Преимущества и недостатки. Статус и ситуация с дистанционным обучением в России.
Содержание:
- Что такое дистанционное и онлайн обучение: термины и трактовки
- Дистанционное обучение в РФ
- Преимущества и недостатки ДО
- Организация ДО: формы и применение
- Типы и разновидности ДО
- Вопросы-ответы
Что такое дистанционное и онлайн обучение: термины и трактовки
Разные термины дистанционного обучения, образования, онлайн, интернет и удаленного обучения чаще всего используются, когда говорится об одном и том же, как синонимы. Мы тоже на этом сайте так делаем, обозначаем образование в дистанционном формате одной из этих словоформ, чтобы не писать везде длинные уточненные термины. В контексте, когда понятно, о чем речь, это не ошибка. Но формально есть различия в понятиях и сути дистанционного-удаленного и онлайн-интернет-электронного (e-learning) обучения.
Онлайн-обучение (интернет, электронное, e-learning) – получение знаний и навыков и взаимодействие через интернет. Форма создана, чтобы обеспечить онлайновую коммуникацию между преподавателем и студентом и студентами между собой. Онлайн обучение можно использовать как дополнение к аудиторному, когда преподаватель и студенты взаимодействуют через сеть, находясь в одном месте. Например, таким способом удобно проводить контрольные: учащиеся решают задания онлайн на планшетах или компьютерах в одной аудитории в присутствии преподавателя.

Дистанционное обучение (удаленное) – форма получения знаний, в том числе образования, на расстоянии, с сохранением компонентов учебного процесса и использованием интерактивных и интернет-технологий.
Это более широкое понятие, чем онлайн, его главная черта – расстояние между учащимся и обучающим.
Для дистанционного обучения можно использовать разные форматы, технологии и инструменты, в том числе и онлайн-обучение, которое является основным способом и источником устройства удаленки. ДО стало эффективным как раз благодаря интернету и его возможностям взаимодействия и работы с информацией.
Но само по себе дистанционное обучение может быть и без онлайн-обучения, как раньше, когда можно было получать образование почтовым сообщением.
Есть четыре главных различия между понятиями онлайн и дистанционного обучения:
- Расположение
С e-learning группа может работать в одном помещении. А дистанционное обучение предполагает, что студенты и преподаватель могут быть на разных концах земли. - Диапазон
Онлайн обучение – это метод, а удаленное обучение – форма. Онлайн может быть частью дистанционного, но так же органично может существовать в других формах, очной или очно-заочной. - Взаимодействие
В онлайн-обучении как одной из методик, не исключено личное общение с преподавателем и другими студентами, можно делать совместный проект на онлайн-платформе прямо в классе. В дистанционном за пять лет учебы в вузе студент может ни разу не встретиться с теми, кто его учит. - Интенсивность
Онлайн обучение направлено на то, чтобы разнообразить учебный процесс и таким образом усилить интенсивность усвоения, это возможности для преподавателя дать больше знаний и повысить качество их доставки. А дистанционное – это скорее возможность дать больше инструкций и инструментов студенту, который сам регулирует интенсивность учебного процесса и усвоения материала.
Выходит, есть всего два различающихся понятия, но они очень связаны и легко уживаются в учебном процессе. Обычно по содержанию очевидно, о чем конкретно идет речь, но в оригинале так – онлайн обучение – часть, дистанционное – целое, они могут быть вместе и могут по отдельности.
Остальные важные термины и понятия, связанные с дистанционным обучением, собраны в блоке ниже:
- Асинхронное обучение
- Организация учебного процесса без взаимодействия преподавателя и учащегося в режиме реального времени. Так построена большая часть учебного процесса ДО: студент изучает материалы, выполняет задания, проходит тесты, преподаватель время от времени координирует контролирует процесс.
- Виртуальная аудитория
- Организованное виртуальное пространство для группы учащихся и преподавателя, которые находятся на расстоянии, но объединенное телекоммуникационными и сетевыми технологиями для взаимодействия в режиме реального времени.
- Виртуальная лаборатория, тренажер, симулятор
- Программное обеспечение, которое позволяет моделировать ситуации, проверять оборудование или сооружения, проводить опыты или отрабатывать навыки без контакта с реальными объектами.
- Геймификация
- Применение игровых методов, механизмов и технологий в образовательных целях, чаще в электронных курсах.
- Дистанционное образование
- Образование или организация учебного процесса (обычно СПО, высшее или послевузовское), полученное средствами технологий дистанционного обучения через электронную платформу, заменяющую функции и компоненты физического учебного заведения.
- Интерактивные технологии
- Информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют учащемуся в активном режиме получать разный ответ в зависимости от предпринятых действий.
- Интернет-технологии
- Информационные, телекоммуникационные, программные и другие технологии и сервисы для обучения, доступные через интернет.
- Информационно-образовательные ресурсы
- Комплекс информационных, программных, технических, телекоммуникационных, психолого-педагогических, методических средств и инструментов, которые позволяют более эффективно организовывать учебный процесс.
- Кейс-технология
- Интерактивная технология обучения, побуждающая пользоваться имеющимися знаниями, умениями, собственным видением, чтобы решить смоделированную или реально существовавшую профессиональную проблему/ задачу.
- Корреспондентское обучение
- Разновидность дистанционного обучения с коммуникацией между учащимся и учебным заведением через почтовую связь. Этот способ почти полностью вытеснили интернет-технологии.
- Мультимедиа
- Информация, которая отображается одновременно в нескольких формах: текстовой, графической, видео, анимационной, аудио. Иногда аппаратными и программными средствами создается возможность интерактивного взаимодействия с ней.
- Образовательный контент
- Учебное содержимое СДО, структурированное в электронные курсы, дополнительные и вспомогательные материалы, которые используются в учебном процессе.
- Педагогические технологии ДО
- Методологическая и методическая система взаимодействия учителей и преподавателей с учениками и студентами на расстоянии, позволяющая осуществлять учебно-воспитательный процесс в рамках выбранной концепции обучения.
- Сетевое обучение
- Обучение, организованное средствами телекоммуникационной сети.
- Синхронное обучение
- Организация учебного процесса в реальном времени, когда педагог и учащиеся одновременно находятся в одном онлайн-пространстве с двухсторонней связью. Так проходят онлайн-лекции, вебинары, проекты, коллоквиумы, опросы, конференции.
- Система дистанционного обучения СДО/ Система управления дистанционным обучением
- Российский аналог англоязычного термина Learning Management System, LMS, который переводится как «система управления обучением». Информационная система обеспечения организации, управления и технической поддержки процессов дистанционного обучения. Строится на основании многокомпонентного веб-приложения, которое обеспечивает функционирование электронного учебного заведения. Включает: администрацию учебного заведения, технический и преподавательский персонал, учебные материалы и продукты, средства доставки и контроля знаний – это все объединяет организационная, методическая, техническая политика учебного заведения, что гарантирует полноценный учебный процесс и усвоение учащимися учебных программ в 100% объеме. Примеры: Moodle, Росдистант, InStudy, MegaCampus.
- Смешанное обучение Blended Learning
- Термин, обозначающий модель обучения, при которой учащийся самостоятельно на онлайн-платформе изучает теорию, а практическому применению знаний учится с преподавателем.
- Технологии дистанционного обучения
- Комплекс программного, информационного обеспечения и технических средств, обеспечивающих доступ к основному объему учебного материала и инструментам: взаимодействия учащихся, преподавателей, администрации, отработки навыков на академических заданиях (лабораторные, практикумы, задачи, контрольные, эссе), внутреннего и итогового контроля.
- Тьютор
- Преподаватель, который помогает освоиться с удаленным университетом, разобраться с функционалом и материалами, направляет по учебе.
- Цифровое образование
- Образование, получаемое или полученное средствами электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
- Цифровая образовательная среда
- Термин используется как название образовательного проекта в рамках госпрограммы «Образование», до 2024 года. Предусматривает развитие дистанционного образования, его конкурентоспособности, качества и доступности.
- Электронная библиотека
- Упорядоченное собрание учебных электронных материалов с навигацией и поиском.
- Электронный или онлайн-курс
- Образовательный ресурс по определенной дисциплине, соответствующий рабочей программе, размещенный в СДО. Включает теорию, отработку практики, контроль.
- Электронный образовательный ресурс
- Термин, объединяющий разные виды средств обучения, созданных и работающих с помощью компьютерных технологий.
- CDIO Conceive, Design, Implement, Operate
- «Придумать идею, спроектировать, применить на практике, оперировать» – это международная концепция по подготовке инженеров; ее используют в том числе, чтобы учить проектировщиков дистанционно, своего рода «знак качества» инженерного образования.
Мы в Vuz24 работаем с дистанционным обучением в вузах. Но дистанционно можно проходить и дополнительное обучение на уровнях курсов, интенсивов, обучающих конференцияй, тренингов, мастер-классов.
Дистанционное обучение в Российской Федерации: как обстоят дела
В России законодательно оформленного официального дистанционного обучения, как формы равнозначной очному и заочному, пока нет. Есть понятие обучения с использованием дистанционных технологий. Оно может относиться к школьному, среднему профессиональному, высшему, послевузовскому образованию, дополнительному.
В Vuz24 работаем с заочным образованием с применением электронных и дистанционных образовательных технологий обучения. Формально это называется так, но на деле это отдельная форма от заочной, в большинстве случаев студенту ни разу не нужно появляться в вузе.
В статье 16 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» описывается, как в стране работают программы электронного обучения и дистанционных технологий:
«Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования».
При этом необходимо обеспечить такие условия и технологии организации и реализации образовательных программ с применением дистанционного обучения, которые обеспечивают 100% прохождение курса:
«При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся».
Есть профессии среднего и высшего образования, которые закон не разрешает осваивать полностью удаленно. Список включает наименования в искусстве, медицине, военных и других направлений, которые требуют практики и присутствия.
Еще до коронавируса запустили федеральный проект «Цифровая образовательная среда», который ставит целью повысить конкурентоспособность и доступность образования в России. Для этого планируют обеспечить простой доступ к качественным электронным программам и открыть в регионах центры дистанционного обучения. Так планируется даже в отдаленных деревнях обеспечить доступность качественного образования для тех, кому оно требуется.
В России работает и нацеленно развивается дистанционное образование, но оно не заменит традиционного.
Какие проблемы с российским дистанционным обучением в 2021 году?
Весна 2020 года показала, что в стрессовых карантинных условиях дистанционное обучение почти везде справилось со своей задачей для взрослых: 80 процентов вузов. В школах качественный подход смогли организовать только 25 процентов. Лучше получилось мобилизоваться и организовать дистанционное обучение Москве, Петербурге и других больших городах.

Что осталось: три «не»
- Неравномерное развитие. Лучше развито и более популярно дистанционное обучение урбанистических областях, с развитой инфраструктурой. Но больше всего удаленное образование нужно как раз там, где на сотни километров нет вузов и учебных центров, не у кого получить практический опыт.
- Некачественные электронные курсы. Программы электронного обучения в университетах или школах чаще всего должны делать учителя и преподаватели сами, у них нет ни оборудования, ни финансирования, ни навыков работы с монтажом, звуком, видео. Масштабность придает то, что во время первой волны коронавируса тысячи курсов были состряпаны наспех, переделывать их нет ни времени, ни возможности.
Другое дело когда каждый электронный курс – работа команды из редакторов, корректоров, дикторов, звукорежиссеров, видеооператоров, методистов, преподавателей-предметников, дизайнеров. - Негодные программы. Многие используют тренд на обучение для заработка. В основном, это относится к курсам: быстренько организовал компанию, купил здесь курс подешевле, тут же продал подороже. Но и университеты таким грешат, потому что удаленное образование для любого учебного заведения – способ заработать без необходимости задействовать много персонала и тратить на это много времени. Часто при этом упускается из виду качество.
Несмотря на катастрофические последствия пандемии, она дала огромный толчок дистанционному и электронному образованию. Впервые в истории весной 2020 из-за коронавируса на дистанционное обучение перевели больше 1,5 миллиардов учащихся школ, ссузов и вузов во всем мире.
Чем отличается одно дистанционное образование в России от другого
В России удаленные обучающие программы организованы и реализованы по-разному:
- смешанное, в разных пропорциях учеба на расстоянии и в аудитории. Периодически нужно присутствовать в вузе, например, на сессиях или защитах работ (так учатся во время карантинов из-за коронавируса);
- полностью удаленное, когда в вуз не нужно приезжать ни разу;
- онлайн обучение с присутствием, но активным использованием интернет-технологий дистанционного обучения в аудитории.
То, как применяется и используется технология, зависит от формы обучения, учебной программы, уровня учебного заведения. Например, в школе удобнее использовать онлайн формат как дополнительную методику. В университете, если программа не требует присутствия для отработки практических навыков и при достаточном обеспечении технологиями, можно использовать и полностью дистанционный режим обучения.

В Vuz24 работаем с государственными и коммерческими вузами. У каждого учебного заведения есть лицензии и аккредитации, что подтверждает законность и качество их работы. Вузы выдают дипломы государственного образца, которые позволяют законно работать или продолжать обучение в России или любой из стран ЕАЭС, в том числе, когда получаете белорусский диплом.
Преимущества и недостатки дистанционного обучения
Рассмотрим со стороны учащегося и обучающего. В качестве учащегося не берем школьника, а самостоятельного человека, который имеет законное право принимать решения без родителей или опекунов. То есть, начиная с СПО.
Для учащегося
Плюсы | Минусы |
Поступление круглый год из дома. Не нужно ждать сентября и лично подавать документы. | Сложно найти качественную программу обучения. Много мошенников и «для галочки» сделанного учебного контента даже в госвузах. |
Нет привязки ко времени, графику и месту. Доступно как из глухой деревни, так и с другого конца света. Не нужно два раза в год ездить на сессии. | Нет живого эмоционального общения. У кого-то это может снижать мотивацию. |
Неограниченный выбор университетов и курсов. Можно слушать лекции гарвардских преподавателей из дома в Перми. | Привязка к интернету, иногда к технологиям. Чтобы учить ПГС, нужно профессиональное ПО и компьютер, который его потянет. |
Стоимость в 1,5-2 раза ниже очного. Как гособразование РФ, так и тот же гарвардский курс будут стоить меньше, чем если платно и без грантов учиться на очном или заочном. | Платно. Бюджетную программу дистанционного обучения даже государственного университета найти очень сложно. Надежда только на работодателя. |
Нет зависимости от обстоятельств. Дистанционные занятия не отменят из-за коронавируса или из-за болезни преподавателя. | Низкий процент защит. Многие сами бросают учебу, до диплома доходят 25% от тех, кто начинал (по данным статистики courseburg – это вместе со всеми курсами). |
Нет привязки к количеству мест, возрасту, статусу. Места не ограничены, вузу все равно, сколько студенту лет, какой у него цвет кожи, взгляды, положение в обществе. | |
Тренировка надпрофессиональных навыков: самоорганизация, самодисциплина, поиск информации. | |
Адаптация к реальности: подготовка к удаленной работе. | |
Интересно и без воды. Если курс написан качественно, от него не устаешь; вовлеченность и погруженность достигаются сотнями методик и инструментов. |
Для обучающего
Плюсы | Минусы |
Экономия: помещения, коммунальные, материалы, аудиторное время преподавателей. | Время, специалисты, расходы на:
|
Охват: одновременно программу могут изучать неограниченное количество человек разной успеваемости, занятости, уровня владения материалом, компьютером. | |
Многократное использование материала, нужно только обновлять. | |
Учебный процесс дистанционного обучения работает в любых внешних условиях и обстоятельствах. |
Объективно о плюсах и минусах дистанционного обучения можно судить только по конкретному учебному учреждению, программам обучения или курсам, потому что различия могут доходить до того, что в одном месте какой-то параметр будет достоинством, в другом – огромным минусом. Например, если вуз выдает диплом государственного образца, это плюс, если никому неизвестный сертификат, минус.
Если система и методы дистанционного обучения организованы не под давлением обстоятельств, не «для галочки» или одного только заработка, а с заботой и вниманием к учащимся, чтобы дать знания, это всегда будет положительный опыт. Самое сложное – найти и распознать стоящее.
Организация дистанционного обучения: формы и применение
Именно технологии делают удаленное обучение сильным и конкурентным очному. Удаленная учеба строится на той же последовательности, что очная: теория, практика, контроль. Для каждой стадии есть свои инструменты организации обучения.
Доставка теории
На удаленном обучении теорию можно изучать с любого устройства, выбирать удобный формат, чередовать, совмещать. Через личный кабинет студент, курсант, учащийся получает доступ к программе с дисциплинами на семестр, каждая дисциплина содержит электронный курс и все материалы, которые к нему относятся. Дополнительную литературу можно скачать из библиотеки.
Электронный курс – это учебный комплекс, который содержит скелет академической информации по дисциплине в разных формах. Это и учебник, и методичка, и наглядное пособие. Все, что нужно сделать – открыть тему и следовать инструкциям.
В идеале над курсом работает команда из преподавателя, методиста, контент-менеджеров, дикторов, монтажеров, операторов. Пособия емкие, иллюстрированные примерами, в том числе 3D моделями, анимациями. Материалы составлены так, чтобы их можно было легко воспринимать и осваивать от простого к сложному, порциями.
В еще большем идеале, над курсом дополнительно работают программисты и дизайнеры, чтобы добавить геймофицированных элементов, сделать красивую картинку. Этим можно решить проблемы с мотивацией и вовлеченностью.

Электронный курс сопровождается такими материалами, как:
Видеолекции – это записанные и смонтированные лекции, где преподаватель рассказывает материал и объясняет то, что нельзя прочитать в учебнике. Как на обычных лекциях, только целенаправленней и емче. Материал дублируется в субтитрах или текстовой ленте. На виртуальной доске преподаватель показывает примеры или приводит решения. Могут быть в виде аудиолекций – начитка, без картинки.
Онлайн-лекции (телеприсутствие) – студенты связываются с преподавателем через ПК, камеру, микрофон, слушают лекцию. Это может быть присутствие на очной паре.
Автовебинары – запись вебинара по теме или разделу. Автовебинар не предполагает взаимодействия, можно смотреть в удобное время.
Скринкасты – записанные действия с экрана компьютера с комментариями. Очень удобно для инструкций работы в программах, наглядного решения задач или уравнений.
Мультимедийные презентации – конспекты лекций и слайдов с текстами, изображениями, инфографикой, видео. Могут быть интерактивными.
Электронные учебники – учебные книги, пособия, монографии в текстовых форматах.
Отработка навыков
Следующий после теории этап – закрепить теоретические навыки и научиться или научить их использовать в деле. Это делается с помощью академических заданий. Для замещения лабораторных, семинарских, практических занятий, дистанционное обучение использует технологическии:
Вебинары – самое популярное решение для синхронного обучения на расстоянии. Занятие проходит в вебинарной комнате, где преподаватель ведет занятие, но вся группа включена в процесс: выполняет задания, отвечает на вопросы, дискутирует. Формат хорошо работает для семинаров, практических, тренингов, опросов, бесед.

Симуляторы, тренажеры, виртуальные лабораторные, кабинеты виртуальной реальности – интерактивные программные средства, которые позволяют проводить испытания, опыты, эксперименты, отрабатывать навыки удаленно и без физического сложного оборудования. Конечно, операцию на сердце таким способом не сделаешь, но построить и испытать мост или просчитать риски можно, и очень эффективно.
Телеконференции – занятия по многоканальной связи, проводятся для творческих проектов, решения кейсов, бизнес-игр.
Аудиоконференции – занятие-обсуждение, консультация или семинар. Во время коронавируса так проходит большинство университетских занятий: сначала преподаватель проверяет присутствие по видео, приветствует группу, затем отключает видео, занятие продолжается по голосовой связи.
Чат-занятия – практические, которые проводят через текстовый канал общения. Преподаватель дает инфоповод, задание или проект, студенты обсуждают, задают вопросы, предлагают решения.
Занятия в форуме – как чаты, но не ограничены по времени и с большими возможностями: можно прикреплять любые файлы, создавать отдельные потоки для соревновательных заданий или разных проектных групп.
Консультации – групповые собрания по Скайпу, ФэйсТайм, Дуо, Зуму по расписанию или договоренности: перед сессиями, плановые при разработке научно-исследовательских проектов.
Контроль
Проводится для закрепления знаний и навыков или для проверки знаний. В дистанционном обучении, особенно вузовском, есть три формы:
- периодический контроль знаний по темам
- сессионный после каждого семестра
- научно-исследовательские работы
Внутренний контроль усвоения материала по темам – домашние задания, контрольные, самостоятельные, эссе, рефераты, задачи, которые сдают или в виде письменных заданий, или в виде тестов.
Итоговый – сессии: экзамены и зачеты. Чтобы получить допуск, нужно доказать свою успеваемость в семестре. Для этого в некоторых платформах есть индикатор активности, который позволяет преподавателю видеть, что студент смотрел, учил, сколько времени на это потратил. Тесты проходят по расписанию, ограничены по времени и имеют ограниченное количество попыток на прохождение.
Курсовые и диплом. Это даже на очном самостоятельный вид работы. На удаленном здесь ничего не меняется – пишут под руководством научного руководителя, оформляются. Курсовые просто отправляют на проверку. Дипломы защищают по веб-конференции или очно.

Основная и чаще всего используемая форма контроля в удаленном обучении – тесты. Чтобы таким способом проверять знания глубоко и точно, для тестов разрабатывается разветвленное «умное» обеспечение, которое не обмануть и не «заболтать». Шире используются обычные формы тестов: открытые, закрытые, с одним и несколькими вариантами ответа, на установление соответствия, последовательности, с дополнением.
Типы и разновидности ДО
Удаленное обучение – средство, которое используют, чтобы обучать и учиться чему угодно. Можно купить удаленный курс по приготовлению торта, можно получить высшее образование. Несравнимые вещи, но их объединяет применение дистанционного обучения: гибкость, дальнодействие, экономичность – удобное время, любое место и расстояние, плата только за учебу, без дополнительных расходов.
Дистанционное обучение дает возможность получить:
- среднее образование (школа);
- среднее профессиональное образование (колледж);
- высшее:
- первое (бакалавриат);
- второе (бакалавриат);
- вторая ступень высшего (магистратура);
- послевузовское: аспирантура;
- BBA – бакалавр бизнес-администрирования;
- MBA – мастер делового администрирования.
- дополнительное образование:
- переподготовка на уровне СПО и ВО;
- повышение квалификации на профессиональных или сертифицированных курсах;
- освоение профессии на профессиональных или сертифицированных курсах;
- изучение иностранных языков;
- участие в профессиональных конференциях, мастер-классах, тренингах.

Невероятная популярность у массовых открытых онлайн-курсов, MOOC. Это обучающие курсы, доступные через интернет, с неограниченным интерактивным участием. Кроме обычных теоретических и практических заданий, видео, можно общаться с преподавателем и взаимодействовать с другими участниками через форумы. Самые известные площадки – Coursera, Udacity и Udemy. После успешного окончания выпускники могут получить диплом об образовании или сертификат об освоенном навыке, в зависимости от сложности и условий курса.
Кроме уровня образования, дистанционное обучение можно разделить на категории:
По стоимости
Мы в Vuz24 говорим, что дистанционное образование всегда платное – в контексте наших вузов и профилей так и есть. Но, конечно, бывают и бесплатные курсы, и очень редко бюджетные места в вузах на удаленные программы. Есть гранты, которые покрывают обучение. Бывает, что за обучение платит работодатель.
Так, ДО можно разделить на:
- бесплатное,
- платное,
- «freemium» (бесплатное обучение, платная аттестация).
По времени
- Фиксированное время «fixed time» – программа доступна ограниченное количество времени, день, месяц, год и имеет четкое расписание прохождения.
- Свободный доступ «open schedule» – программа доступна в любое время и проходить ее можно в свободном режиме, так долго, как нужно.
По авторству
- Авторский (пользовательский) курс – создается преподавателем или просто физическим лицом и выкладывается на ресурс с платным или бесплатным доступом.
- Профессиональный – создается организацией, например вузом, с участием нескольких специалистов. Обычно для внутреннего использования.
По количеству участников
- Без ограничения
- С ограниченным количеством слушателей
По процессу
- Без сопровождения – курс скачивается, как книга, учащийся разбирается с материалами и осваивает самостоятельно.
- С сопровождением – открытое взаимодействие, функциональная и техническая поддержка.
Все эти параметры зависят от того, где и чему нужно научиться. Выбирайте удобный вариант, в зависимости от целей и возможностей. Если рассмотреть учебу в рамках проекта, то, что нужно продумать при выборе, это: стоимость, время, ресурсы на организацию учебы.
Мы в Vuz24 работаем с дистанционным образованием – обучением в лицензированных и аккредитованных вузах России и Белоруссии, которые имеют свои платформы и практикуют удаленную учебу десятки лет. Своим абитуриентам бесплатно помогаем поступать и учиться.
Чтобы узнать больше, подобрать специальность и начать поступление, заполните заявку на консультацию – ответим за 10 минут, или позвоните +7 (958) 111-72-03
© «vuz24.ru», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Оставить комментарий