терминология и суть дистанционного обучения

Разбираемся, какие бывают термины и определения дистанционного обучения, что в точности они обозначают. Как можно учиться удаленно, какими способами. 

Содержание:

  1. Основные термины, суть дистанционного обучения
  2. Формы, методы и средства ДО
  3. Виды ДО
  4. Вопросы-ответы

Основные термины дистанционного обучения

Разные термины дистанционного, онлайн, интернет и удаленного обучения чаще всего используются, когда говорится об одном и том же, как синонимы. Мы тоже на этом сайте так делаем, обозначаем суть образования в дистанционном формате одной из этих словоформ, чтобы не писать везде длинные уточненные термины. В контексте, когда понятно, о чем речь, это не ошибка. Но формально есть различия в понятиях.

Онлайн (интернет, электронное, e-learning) обучение – получение знаний и навыков, взаимодействие через интернет. Форма создана, чтобы обеспечить онлайновую коммуникацию между преподавателем и студентом и студентами между собой. Подход можно использовать как дополнение к аудиторному, когда преподаватель и студенты взаимодействуют через сеть, находясь в одном месте. Например, таким способом удобно проводить контрольные: учащиеся решают задания онлайн на планшетах или компьютерах в одной аудитории в присутствии преподавателя.

суть дистанционного обучения
При онлайн учебе интернет-технологии могут использоваться в аудитории как обучающая методика

Дистанционное (удаленное) обучение – это форма получения знаний, в том числе образования, на расстоянии, с сохранением компонентов учебного процесса и использованием интерактивных и интернет-технологий.

Это более широкое понятие, чем онлайн, его главная черта – расстояние между учащимся и обучающим.

Для дистанта можно использовать разные форматы, технологии и инструменты, в том числе и онлайн, который является основным способом и источником организации процесса. ДО стало эффективным как раз благодаря интернету и его возможностям взаимодействия и работы с информацией.

Но само по себе дистанционное может быть и без интернета, как раньше, когда можно было получать образование почтовым сообщением.

Есть четыре главных различия между понятиями онлайн и дистанта:

  1. Расположение
    С e-learning группа может работать в одном помещении. А дистанционное предполагает, что студенты и преподаватель могут быть на разных концах земли.
  2. Диапазон
    Онлайн – это метод, а удаленное – форма. Онлайн может быть частью дистанционного, но так же органично может существовать, например, в аудитории.
  3. Взаимодействие
    В e-learning как одной из методик не исключено личное общение с преподавателем и другими студентами, можно делать совместный проект на онлайн-платформе прямо в классе. В дистанционном за пять лет учебы в вузе студент может ни разу не встретиться с теми, кто его учит.

Суть дистанционного обучения включает два понятия, но они очень связаны и легко уживаются в учебном процессе. Обычно по содержанию очевидно, о чем конкретно идет речь, но в оригинале так – онлайн обучение – часть, дистанционное – целое, они могут быть вместе и могут по отдельности.

Термины и определения дистанционного обучения

Собрали все термины, которые обычно используются в контексте удаленной учебы вместе, список регулярно обновляется и пополняется по мере развития технологий и форм ДО.

Асинхронное обучение
Организация учебного процесса без взаимодействия преподавателя и учащегося в режиме реального времени. Так построена большая часть учебного процесса ДО: студент изучает материалы, выполняет задания, проходит тесты, преподаватель время от времени координирует контролирует процесс.
Виртуальная аудитория
Организованное виртуальное пространство для группы учащихся и преподавателя, которые находятся на расстоянии, но объединенное телекоммуникационными и сетевыми технологиями для взаимодействия в режиме реального времени.
Виртуальная лаборатория, тренажер, симулятор
Программное обеспечение, которое позволяет моделировать ситуации, проверять оборудование или сооружения, проводить опыты или отрабатывать навыки без контакта с реальными объектами.
Геймификация
Применение игровых методов, механизмов и технологий в образовательных целях, чаще в электронных курсах.
Дистанционное образование
Образование или организация учебного процесса (обычно СПО, высшее или послевузовское), полученное средствами технологий дистанционного обучения через электронную платформу, заменяющую функции и компоненты физического учебного заведения.
Интерактивные технологии
Информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют учащемуся в активном режиме получать разный ответ в зависимости от предпринятых действий.
Интернет-технологии
Информационные, телекоммуникационные, программные и другие учебные технологии и сервисы, доступные в интернете.
Информационно-образовательные ресурсы
Комплекс информационных, программных, технических, телекоммуникационных, психолого-педагогических, методических средств и инструментов, которые позволяют более эффективно организовывать учебный процесс.
Кейс-технология
Интерактивная технология, побуждающая пользоваться имеющимися знаниями, умениями, собственным видением, чтобы решить смоделированную или реально существовавшую профессиональную проблему/ задачу.
Корреспондентское обучение
Разновидность ДО с коммуникацией между учащимся и учебным заведением через почтовую связь. Этот способ почти полностью вытеснили интернет-технологии.
Мультимедиа
Информация, которая отображается одновременно в нескольких формах: текстовой, графической, видео, анимационной, аудио. Иногда аппаратными и программными средствами создается возможность интерактивного взаимодействия с ней.
Образовательный контент
Учебное содержимое СДО, структурированное в электронные курсы, дополнительные и вспомогательные материалы, которые используются в учебном процессе.
Педагогические технологии ДО
Методологическая и методическая система взаимодействия учителей и преподавателей с учениками и студентами на расстоянии, позволяющая осуществлять учебно-воспитательный процесс в рамках выбранной концепции.
Сетевое обучение
Обучение, главная суть которого в идее массового сотрудничества или взаимного обучения. Процесс строится не на иерархии "эксперт" и "слушатели", а на организации учебного сообщества, где все равны и сами создают и развивают учебную среду, выбирают средства для самообразования.
Синхронное обучение
Организация учебного процесса в реальном времени, когда педагог и учащиеся одновременно находятся в одном онлайн-пространстве с двухсторонней связью. Так проходят онлайн-лекции, вебинары, проекты, коллоквиумы, опросы, конференции.
Система дистанционного обучения СДО/ Система управления обучением
Российский аналог англоязычного термина Learning Management System, LMS, который переводится как «система управления процессом». Информационная система обеспечения организации, управления и технической поддержки процессов ДО. Строится на основании многокомпонентного веб-приложения, которое обеспечивает функционирование электронного учебного заведения. Включает: администрацию учебного заведения, технический и преподавательский персонал, учебные материалы и продукты, средства доставки и контроля знаний – это все объединяет организационная, методическая, техническая политика учебного заведения, что гарантирует полноценный учебный процесс и усвоение учащимися учебных программ в 100% объеме. Примеры: Moodle, Росдистант, InStudy, MegaCampus.
Смешанное обучение Blended Learning
Термин, обозначающий учебную модель, при которой учащийся самостоятельно на онлайн-платформе изучает теорию, а практическому применению знаний учится с преподавателем.
Технологии дистанционного обучения
Комплекс программного, информационного обеспечения и технических средств, обеспечивающих доступ к основному объему учебного материала и инструментам: взаимодействия учащихся, преподавателей, администрации, отработки навыков на академических заданиях (лабораторные, практикумы, задачи, контрольные, эссе), внутреннего и итогового контроля.
Тьютор
Преподаватель, который помогает освоиться с удаленным университетом, разобраться с функционалом и материалами, направляет по учебе.
Цифровое образование
Образование, получаемое электронными средствами и средствами дистанционных образовательных технологий.
Цифровая образовательная среда
Термин используется как название образовательного проекта в рамках госпрограммы «Образование», до 2024 года. Предусматривает развитие дистанционного образования, его конкурентоспособности, качества и доступности.
Электронная библиотека
Упорядоченное собрание учебных электронных материалов с навигацией и поиском.
Электронный или онлайн-курс
Образовательный ресурс по определенной дисциплине, соответствующий рабочей программе, размещенный в СДО. Включает теорию, отработку практики, контроль.
Электронный образовательный ресурс
Термин, объединяющий разные виды образовательных средств, созданных и работающих с помощью компьютерных технологий.
CDIO Conceive, Design, Implement, Operate
«Придумать идею, спроектировать, применить на практике, оперировать» – это международная концепция по подготовке инженеров; ее используют в том числе, чтобы учить проектировщиков дистанционно, своего рода «знак качества» инженерного образования.

Мы в Vuz24 работаем с вузами и колледжами. Но дистанционно можно учиться и дополнительными способами на уровнях курсов, интенсивов, конференций, тренингов, мастер-классов.

По процессу: формы, методы, средства

Основные определения:

Форма дистанционного обучения – механизм, способ организации учебного процесса. Дистанционная форма может быть способом организации учебного процесса очно, заочно или очно-заочно в колледже или вузе.

Методы дистанционного обучения – способ организации взаимодействия преподавателя и студента. Например, консультация, семинар, видео лекция.

Средства дистанционного обучения – технологии и инструменты, которые используются для организации учебного процесса.

Именно технологии делают удаленную учебу сильным и конкурентным очному. А сама учеба строится на той же последовательности, что очная: теория, практика, контроль. Для каждой стадии есть свои инструменты организации процессов.

Доставка теории

Удаленно теорию можно изучать с любого устройства, выбирать удобный формат, чередовать, совмещать. Через личный кабинет студент, курсант, учащийся получает доступ к программе с дисциплинами на семестр, каждая дисциплина содержит электронный курс и все материалы, которые к нему относятся. Дополнительную литературу можно скачать из библиотеки.

Электронный курс – это учебный комплекс, который содержит скелет академической информации по дисциплине в разных формах. Это и учебник, и методичка, и наглядное пособие. Все, что нужно сделать – открыть тему и следовать инструкциям.

В идеале над курсом работает команда из преподавателя, методиста, контент-менеджеров, дикторов, монтажеров, операторов. Пособия емкие, иллюстрированные примерами, в том числе 3D моделями, анимациями. Материалы составлены так, чтобы их можно было легко воспринимать и осваивать от простого к сложному, порциями.

В еще большем идеале, над курсом дополнительно работают программисты и дизайнеры, чтобы добавить геймофицированных элементов, сделать красивую картинку. Этим можно решить проблемы с мотивацией и вовлеченностью.

суть дистанционного обучения
Правильно организованные электронные курсы дают больше разнообразного контента, чем аудиторная практика, вовлекают и погружают глубже

Электронный курс сопровождается такими материалами, как:

Видеолекции – это записанные и смонтированные лекции, где преподаватель рассказывает материал и объясняет то, что нельзя прочитать в учебнике. Как на обычных лекциях, только целенаправленней и емче. Материал дублируется в субтитрах или текстовой ленте. На виртуальной доске преподаватель показывает примеры или приводит решения. Могут быть в виде аудиолекций – начитка, без картинки.

Онлайн-лекции (телеприсутствие) – студенты связываются с преподавателем через ПК, камеру, микрофон, слушают лекцию. Это может быть присутствие на очной паре.

Автовебинары – запись вебинара по теме или разделу. Автовебинар не предполагает взаимодействия, можно смотреть в удобное время.

Скринкасты – записанные действия с экрана компьютера с комментариями. Очень удобно для инструкций работы в программах, наглядного решения задач или уравнений.

Мультимедийные презентации – конспекты лекций и слайдов с текстами, изображениями, инфографикой, видео. Могут быть интерактивными.

Электронные учебники – учебные книги, пособия, монографии в текстовых форматах.

Отработка навыков

Следующий после теории этап – закрепить теоретические навыки и научиться или научить их использовать в деле. Это делается с помощью академических заданий. Для замещения лабораторных, семинарских, практических занятий, ДО использует технологии:

Вебинары – самое популярное решение для синхронного обучения на расстоянии. Занятие проходит в вебинарной комнате, где преподаватель ведет занятие, но вся группа включена в процесс: выполняет задания, отвечает на вопросы, дискутирует. Формат хорошо работает для семинаров, практических, тренингов, опросов, бесед.

суть дистанционного обучения
Вебинары заменяют аудиторное взаимодействие

Симуляторы, тренажеры, виртуальные лабораторные, кабинеты виртуальной реальности – интерактивные программные средства, которые позволяют проводить испытания, опыты, эксперименты, отрабатывать навыки удаленно и без физического сложного оборудования. Конечно, операцию на сердце таким способом не сделаешь, но построить и испытать мост или просчитать риски можно, и очень эффективно.

Телеконференции – занятия по многоканальной связи, проводятся для творческих проектов, решения кейсов, бизнес-игр.

Аудиоконференции – занятие-обсуждение, консультация или семинар. Во время коронавируса так проходит большинство университетских занятий: сначала преподаватель проверяет присутствие по видео, приветствует группу, затем отключает видео, занятие продолжается по голосовой связи.

Чат-занятия – практические, которые проводят через текстовый канал общения. Преподаватель дает инфоповод, задание или проект, студенты обсуждают, задают вопросы, предлагают решения.

Занятия в форуме – как чаты, но не ограничены по времени и с большими возможностями: можно прикреплять любые файлы, создавать отдельные потоки для соревновательных заданий или разных проектных групп.

Консультации – групповые собрания по Скайпу, ФэйсТайм, Дуо, Зуму по расписанию или договоренности: перед сессиями, плановые при разработке научно-исследовательских проектов.

Контроль

Проводится для закрепления знаний и навыков или для проверки знаний. В ДО, особенно вузовском, есть три формы:

  • периодический контроль знаний по темам
  • сессионный после каждого семестра
  • научно-исследовательские работы

Внутренний контроль усвоения материала по темам – домашние задания, контрольные, самостоятельные, эссе, рефераты, задачи, которые сдают или в виде письменных заданий, или в виде тестов.

Итоговый – сессии: экзамены и зачеты. Чтобы получить допуск, нужно доказать свою успеваемость в семестре. Для этого в некоторых платформах есть индикатор активности, который позволяет преподавателю видеть, что студент смотрел, учил, сколько времени на это потратил. Тесты проходят по расписанию, ограничены по времени и имеют ограниченное количество попыток на прохождение.

Курсовые и диплом. Это даже на очном самостоятельный вид работы. На удаленном здесь ничего не меняется – пишут под руководством научного руководителя, оформляются. Курсовые просто отправляют на проверку. Дипломы защищают по веб-конференции или очно.

суть дистанционного обучения
При работе над исследовательским проектом студент связывается с научным руководителем через веб-консультации

Основная и чаще всего используемая форма контроля удаленно – тесты. Чтобы таким способом проверять знания глубоко и точно, для тестов разрабатывается разветвленное «умное» обеспечение, которое не обмануть и не «заболтать». Шире используются обычные формы тестов: открытые, закрытые, с одним и несколькими вариантами ответа, на установление соответствия, последовательности, с дополнением.

Типы и разновидности дистанционного обучения

Удаленное обучение – средство, которое используют, чтобы обучать и учиться чему угодно. Можно купить удаленный курс по приготовлению торта, можно получить высшее образование. Несравнимые вещи, но их объединяет применение дистанционных форм: гибкость, дальнодействие, экономичность – удобное время, любое место и расстояние, плата только за учебу, без дополнительных расходов.

Дистанционно можно получить:

  • среднее образование - школа;
  • среднее профессиональное образование - колледж;
  • высшее:
    • первое (бакалавриат);
    • второе (бакалавриат);
    • вторая ступень высшего (магистратура);
  • послевузовское: аспирантура;
  • BBA – бакалавр бизнес-администрирования;
  • MBA – мастер делового администрирования.

  • дополнительное образование:
  • переподготовка на уровне СПО и ВО;
  • повышение квалификации на профессиональных или сертифицированных курсах;
  • освоение профессии на профессиональных или сертифицированных курсах;
  • изучение иностранных языков;
  • участие в профессиональных конференциях, мастер-классах, тренингах.
суть дистанционного обучения
Выпускники удаленного учебного формата вузов РФ получают такой же диплом, как очники

Невероятная популярность у массовых открытых онлайн-курсов, MOOC. Это учебные курсы, доступные через интернет, с неограниченным интерактивным участием. Кроме обычных теоретических и практических заданий, видео, можно общаться с преподавателем и взаимодействовать с другими участниками через форумы. Самые известные площадки – Coursera, Udacity и Udemy. После успешного окончания выпускники могут получить диплом об образовании или сертификат об освоенном навыке, в зависимости от сложности и условий курса.

Кроме уровня образования, ДО можно разделить на категории:

По стоимости

Мы в Vuz24 говорим, что дистанционное образование всегда платное – в контексте наших вузов и профилей так и есть. Но, конечно, бывают и бесплатные курсы, и очень редко бюджетные места в вузах на удаленные программы. Есть гранты, которые покрывают обучение. Бывает, что за учебу платит работодатель.

Так, ДО можно разделить на:

  • бесплатное,
  • платное,
  • «freemium» (бесплатно учится, платно аттестовывается).

По времени

  • Фиксированное время «fixed time» – программа доступна ограниченное количество времени, день, месяц, год и имеет четкое расписание прохождения.
  • Свободный доступ «open schedule» – программа доступна в любое время и проходить ее можно в свободном режиме, так долго, как нужно.

По авторству

  • Авторский (пользовательский) курс – создается преподавателем или просто физическим лицом и выкладывается на ресурс с платным или бесплатным доступом.
  • Профессиональный – создается организацией, например вузом, с участием нескольких специалистов. Обычно для внутреннего использования.

По количеству участников

  • Без ограничения
  • С ограниченным количеством слушателей

По процессу

  • Без сопровождения – курс скачивается, как книга, учащийся разбирается с материалами и осваивает самостоятельно.
  • С сопровождением – открытое взаимодействие, функциональная и техническая поддержка.

Все эти параметры зависят от того, где и чему нужно научиться. Выбирайте удобный вариант, в зависимости от целей и возможностей. Если рассмотреть учебу в рамках проекта, то, что нужно продумать при выборе, это: стоимость, время, ресурсы на организацию учебы.

Мы в Vuz24 работаем с дистанционным образованием в лицензированных и аккредитованных вузах России и Белоруссии, которые имеют свои платформы и практикуют удаленную учебу десятки лет. Своим абитуриентам бесплатно помогаем поступать и учиться.

Чтобы узнать больше, подобрать специальность и начать поступление, заполните заявку на консультацию – ответим за 10 минут, или позвоните +7 (958) 111-72-03

ТОП технических вузов с дистанционной формой обучения

Предыдущая статья

Топ-10 экономических вузов России (обновлено 2025)

Следующая статья

Вопросы и ответы

Электронное, e-learning, интернет-обучение – подход к обучению с использованием онлайновых средств и технологий, может быть частью любой формы обучения: очной, заочной, дистанционной.

Дистанционное обучение – форма, то есть более широкое понятие, которое ориентировано на расстояние.

СПО, высшее на уровнях бакалавриата и магистратуры, послевузовское, дополнительное: переподготовка, повышение квалификации, получение навыка.
Некоторые курсы Coursera дают дипломы магистров, но только через университет, когда выкладываются вузовские курсы. Дистанционное высшее образование получают в вузах по дистанционным программам обучения, в России этот форма называется «заочное обучение с применением дистанционных образовательных технологий», так как официально зафиксированного дистанционного формата нет.
Одним из условий использования в вузах дистанционных технологий является обеспечение таких условий, при которых студент получит весь объем материала учебной программы и усвоит знания на достаточном квалификационном уровне. Удаленная учеба в вузах состоит из тех же компонентов и соответствует тем же требованиям, что и очная, и заочная. Выпускники получают те же дипломы государственного образца.
  • поступление круглый год из дома
  • нет привязки ко времени, графику и месту
  • неограниченный выбор университетов и курсов
  • стоимость в 1,5-2 раза ниже очного
  • нет зависимости от внешних обстоятельств
  • нет ограничений по к количеству мест, возрасту, статусу
  • тренировка самоорганизации, самодисциплины
  • подготовка к удаленной работе
  • емкие курсы без воды
  • сложно найти качественную программу обучения
  • нет живого эмоционального общения
  • привязка к интернету, иногда к технологиям
  • больше половины, по статистике, быстро бросают
  • платно

Комментарии

Женя
14-12-2020 22:35
Мне нравится тоже дистанционно учиться с помощью Litemanager это хороший русский и бесплатный аналог для удаленного доступа. Образование нашего будущего так скачать. Вместе мы сила!
Карина
16-09-2021 12:34
Здравствуйте! В конце прошлого учебного года находилась на самоизоляции, поэтому потеряла возможность поступить в универ очно. Прочла эту статью и решила попробовать дистанционное обучение. Поступила в МИП на факультет психологии межличностных коммуникаций вместе с вуз24. Поступить было просто, учиться сложно, но учёба ничем не отличается от очной формы. Учусь с удовольствием. Спасибо!
Менеджер Vuz24
16-09-2021 14:04
Здравствуйте, Карина! Очень рады, что информация в нашей статье помогла. Желаем вам успешной учёбы! Если возникнут трудности, вы всегда можете обратиться за помощью к нам.
Сахинур
16-04-2023 20:28
Добрый вечер, полезная статья, спасибо, хотела скопировать термины, не получается
Кристина
19-12-2024 14:48
Обучаюсь в ММА на 3 курсе. Учеба в радость! Очень вовлечена и хочу получить максимум и всегда получаю помощь и вежливое общение. Это мое первое высшее образование, жалею, что не пошла раньше. Выражаю благодарность вузу за возможность получения высшего образования удаленно!

Оставить комментарий

политикой конфиденциальности.
Обратный звонок

Хотите получить образование дистанционно?

Оставьте заявку, и консультант приемной комиссии свяжется с вами!

Обратный звонок
Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать сайт, вы автоматически соглашаетесь на их использование. Вся дополнительная информация указана в нашей политикой конфиденциальности.